ЖИДКОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В АВТОМОБИЛЕ, И ВРЕД, КОТОРЫЙ ОНИ НАНОСЯТ.

Авторы работ:Бухвалов Юрий (9 кл.), средняя школа, пос. Тайцы

Компьютерная графика:Бухвалов Юрий

Руководитель работы:Титова Е. Г.

Известно, что в автомобилях используется не только всем знакомый бензин, но и множество других жидкостей: тосол, тормозные жидкости, масла и т.д. Но немногие знают, что почти все они вредны и опасны. Я поставил для себя цель - узнать, какие жидкости используются в автомобиле, узнать вред от них и проанализировать его.

Остановимся на вредной деятельности некоторых жидкостей. Для начала рассмотрим бензин. Дело в том, что если степень сжатия горючей смеси бензина и воздуха в цилиндрах мотора большая, то вместо горения получается взрыв, и при этом мотор портится. Это явление называется детонацией. Она возникает в смеси из - за образования перекисных соединений углеводородов и их распада в форме взрыва. Чтобы это предотвратить, в бензин вводят растворимые в нем соединения металлов с переменной валентностью, которые обладают способностью разрушать эти перекиси. Эти соединения называют антидетонаторами. В России в качестве антидетонаторов используется тетраэтилсвинец (Pb (C2 Н5)4), называемый также этилом (этилированным бензином), в смеси с хлор- и бром органическими добавками, назначение которых - вынос из мотора оксидов свинца, т.к. образуются летучие хлорид и бромид свинца, которые из выхлопной трубы попадают в воздух, откуда, в виде аэрозолей, оседают на почве и деревьях, обычно вокруг дороги, но много пыли с ними поднимается высоко в атмосферу и разносится по всему миру. Кстати, тетраэтилсвинца в бензин добавляют довольно много - 0,5 - 3 мг/л, поэтому в районах с большим автомобильным движением может наблюдаться загрязнение свинцом. Именно по свинцу определяют гляциологи возраст ледников - если свинец есть, то этот лед образовался после 30-х годов. Хотя тетраэтилсвинец ядовит, а свинец - дорогой, но его еще используют, т.к. попытки заменить его оказались неудачными. Чтобы узнать, есть ли в нашем районе загрязнение свинцом, мы провели отбор проб почвы и листьев и обследовали их.

В результате исследования почв выяснилось, что в почвах, находящихся рядом с автомобильной дорогой, свинец присутствует, хотя и в малых количествах, что говорит о том, что в нашем районе сильного загрязнения почв свинцом нет. Результаты исследования листьев, отобранных рядом с проспектом 25 Октября и рядом с 3-ей школой - лицеем, также показали, что свинца на оживленных магистралях больше, но все равно сильного загрязнения не наблюдается.

Альтернативой бензину является дизельное топливо (или солярка), которое расходуется более экономично, т.е. урон окружающей среде меньше, поэтому сейчас многие автомобили переводят на дизельное топливо.

При сгорании и бензина, и дизельного топлива в атмосферу выбрасываются также многие вещества и газы, в том числе бензапирен, угарный газ (СО), вредный для человека, оксид серы IV (SO2), приводящий к образованию кислотных дождей, двуокись азота (NO2) и др.

На пункте ГАИ в Больших Колпанах ГРЦСЭН было проведено обследование воздуха, в результате которого получены результаты, превышающие ПДК в несколько раз (см. Таблицу 1).

Практические измерения загрязнения воздуха в районе пункта ГАИ в Больших Колпанах

Таблица 1

МетафакторыМесто расположенияНаименование определяемого показателяРезультат исследованияПревышает ПДК
t°, показатели термометраОтносительная влажность   
сухой термометрвлажный термометр
1.171581у дорогисажа0,2120,15В
2.     0,212  
3.     0,212 4
4.     0,212  
5.     0,212 раза
6.     0,212  
7.     0,212  
8.     0,212  
9.     0,212  
10.     0,212  
11.     0,212  
12.     0,212  
13.   30 метров от дороги 0,106  
14.     0,106  
15.     0,106  
16.     0,106  
17.     0,106  
18.     0,106  
19.     0,106  
20.     0,106  
21.   у дорогидвуокись азота0,0790,085 
22.     0,841  
23.     0,079  
24.     0,0816  
25.     0,0816  
26.     0,0841  
27.     0,0816  
28.     0,079  
29.     0,079  
30.     0,0841  
31.     0,0841  
32.     0,0816  
33.   30 метров от дороги 0,0765  
34.     0,073  
35.     0,073  
36.     0,0765  
37.     0,0799  
38.     0,069  
39.     0,0765  
40.     0,0765  
41.   при остановке грузовых машинокись углерода18,753в 6,25 раза
42.     18,75  
43.     18,75  
44.     18,75  
45.     18,75  
46.   при потоке грузовых машин 6,25 в 2,5 раза
47.     6,25  
48.     6,25  
49.     6,25  
50.     6,25  

Моторные масла, применяемые для смазки механизмов в автомобиле, как и бензин, получают из нефти, поэтому при проливе этих масел и других продуктов нефтепереработки вода покрывается вредной нефтяной пленкой, таким образом, всякий ремонт автомобилей близ водоемов недопустим.

При минусовых температурах вода в радиаторе замерзает, разрывая двигатель и радиатор; соли в воде образуют накипь, поэтому обычно вместо воды используют антифризы - смеси спирта с водой, глицерина с водой, этиленгликоля с водой, но т.к. спирт легко выкипает, глицерин дорогой, и смесь с ним получается вязкая, то применяются, в основном, водно - гликолевые антифризы. Водно - гликолевые антифризы плохи тем, что гликоль токсичен, вызывает коррозию (для защиты от которой, кстати, используют тосол). В России в лабораториях химической кафедры Московского Педагогического Университета были изобретены новые антифризы, которые оказались нетоксичными.

Изучив жидкости, используемые в автомобилях, мы пришли к выводу, что многие жидкости (вредные и токсичные) надо стараться заменять другими (более экологически чистыми), чтобы их вредное влияние на окружающую среду было минимальным или отсутствовало совсем, а особо вредные надо запретить. Например, во многих странах тетраэтилсвинец уже запрещен. Надо, чтобы в химических лабораториях изобретали новые, невредные жидкости, переводили автомобили, работающие на бензине, на дизельное топливо, или, что будет лучше, на электрическую энергию. В этом я вижу решение многих сложившихся повсюду (в том числе и в Гатчинском районе) экологических проблем с автотранспортом. Также, можно многого добиться, построив вокруг городов объездные дороги, по которым тяжелый грузовой транспорт (особенно загрязняющий атмосферу) мог бы спокойно двигаться, не загрязняя воздух города.

Использованная литература

  1. Лекции ЭКО-97.
  2. Отчеты ГРЦСЭН за 1996-1997 гг.
  3. В.П. Баранник, П.В. Баранник: "Жидкости, которые заливают в автомобили"
  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100