ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ШКОЛА
(Предисловие к 5-ой книге - сборнику "Экология. Безопасность. Жизнь.")
В российском обществе, к сожалению, существует определенное недопонимание проблем экологических опасностей для здоровья человека, их влияния на продолжительность жизни. Стереотипы старого мышления (от природы не следует ждать милостей, а природу надо завоевывать), приводит ко многим непредсказуемым последствиям этого вмешательства.
Только одним из ярких подтверждений тому является, например, трагедия Аральского моря в Средней Азии и проживающего там населения из-за бездумного перераспределения водных ресурсов с территорий Среднеазиатского региона. Совсем в недалеком прошлом практически погиб, более чем благополучный ранее, этот обширный природный оазис в пустынной зоне из-за экологической безграмотности при принятии решений на преобразование Природы.
Подлинное экологическое благополучие населения может быть обеспечено лишь на основе постоянной работы различных структур в этой области производственных, сельскохозяйственных, научных, образовательных, управленческих.
Этому подходу противостоит, кроме экономических причин, порой недостаточное понимание самой сути опасности нарушения природного равновесия, состояния воздушной, водной среды, состояния земных покровов.
Решить задачу экологической грамотности общества, населения надлежит в первую очередь путем плановой постановки обучения основам экологии. На мой взгляд, это является главным стержнем доктрины экологии: через знания к фактической безопасности человека и природы и, в первую очередь, от различного вида техногенных воздействий.
Балансирование на грани незнания и недопонимания этих воздействий приводит к медленному сползанию в экологическую пропасть, выбраться из которой будет стоить значительных экономических затрат и других организационно-образовательных, инженерно-технических, научных усилий не одному поколению живущих, чем это можно сделать на предупредительных этапах работ. В связи с этим требуются конструктивные решения и действия по переходу к практической реализации доктрины экологии - внедрение в сознание ныне живущих поколений людей реального экологического мышления.
До недавнего времени большие и малые проекты строительства и реконструкции многих объектов проводились без экологической экспертизы, что наносило в ряде случаев непоправимый вред человеку и природе. Но и до сих пор наблюдается или своеобразная "безграмотность" в вопросах нанесения вреда природе, а через нее и, собственно, условиям проживания, и здоровью, или заведомо осознанно наносимый ущерб природе, ее состоянию через хищническую эксплуатацию ее ресурсов и т.п.
Именно эти обстоятельства и заставляют настойчиво изыскивать и поддерживать любые направления повышения знаний в системе "человек - природа - жизнь и безопасность".
Некоторые забывают или не хотят принимать во внимание, что ликвидация экологической безграмотности населения стоит в одном ряду с недопущением безграмотности как таковой вообще, так как многие большие и малые процессы влияния на природу совершаются без оценки последствий, что и определяет негативные результаты в этой части человеческой деятельности. Только в Санкт-Петербурге и его окрестностях более двух тысяч промышленных предприятий, и большинство не применяют безотходные, безвредные технологии. Продолжает иметь место загрязненность воздушной среды, питьевого водного бассейна Невы и Ладожского озера, повсеместно в регионе располагаются мусоросвалки, имеются и участки с заражением их радиоактивными и химическими отходами и т.д. В связи с отсутствием современных, безопасных для окружающей среды, способов утилизации промышленных и бытовых отходов, эта проблема становится одной из актуальнейших в сфере человеческой деятельности, в том числе и в условиях непростой экономической ситуации в стране. И здесь особенно настойчиво возникает также задача безопасного использования вторичных ресурсов.
Экологические проблемы касаются всех и каждого. Главное, познать, что разрушение природного равновесия не является фатальным, что оно может быть предотвращено при заведомо грамотных и своевременно спланированных мерах.
В Гатчинском регионе практически зародилось и лидирует новое нестандартное отечественное движение за создание и претворение в жизнь программы "Школьная экологическая инициатива", "Дни защиты от экологической опасности".
Предметом гордости этого движения является с большим трудом налаженная работа по обучению школьников основам экологических знаний как в учебном периоде, так и летних экологических лагерях. Положительные результаты этого процесса на сегодня очевидны.
На первых этапах выполнения экологических программ ставилась задача познания Экологии как предмета обучения, выявления опасных источников загрязнений чистого воздуха, воды, ландшафта окружающей природы, обмена знаниями, обсуждения путей решения сложных задач и преодоления кризисных ситуаций экологического плана. Целевой функцией экологической учебы в школах являлось преодоление морально-психологического барьера и, если хотите, апатии, в сознании молодежи и взрослого населения по вопросам взаимоотношений с окружающей средой, изжитие бытующего потребительского отношения к природе.
Это очень нелегкая, трудная работа с детскими коллективами, населением, управляющими структурами любого уровня.
Само по себе экологическое движение, движение "зеленых" уже является положительным явлением в обществе, и его можно рассматривать также как дисциплинирующий фактор во взаимоотношениях с окружающей средой.
Продвижение в экологической учебе школьников немыслимо было без понимания и поддержки со стороны учительских коллективов, специалистов предприятий, учреждений, ученых региона, особенно в условиях экономического спада, отсутствия финансов. И здесь мы наблюдаем положительный сдвиг: общественное мнение дрейфует в сторону необходимости экологических знаний, что может являться базовой основой при организации экологической учебы, которая позволит внедрить в сознание населения, административных органов, что профилактика, предупреждение нарушений в области экологии, экономически более выгодно, чем последующее устранение последствий этих нарушений.
Повышение уровня экологического сознания успешно может решаться при максимальных мерах гласности всех форм экологических движений в стране через средства массовой информации. И здесь наиболее важным является недопустимость как незнания, так и отставания правовой базы, регулирующей природоохранную деятельность и ее пропаганду среди населения.
Хотя школьное образование, как отмечается, испытывает на себе последствия некоторого безразличия общества к экологическим проблемам, необходимо более решительное расширение форм и методов работы с различными группами учащихся, населения, исходя из конкретных социальноэкономических условий, выискивая качественно новые подходы к решению экологических конкретных задач.
Новые принципы подходов к проблемам экологии через обучение позволяют выйти на рубежи современных гуманитарных экологических знаний, путем выделения в этой части приоритетов.
Иными словами, необходимо включать механизмы реальной постановки экологического обучения. Конечно, решить эту задачу в одночасье нельзя. Требуется системный плановый подход в общественном экологическом движении, где школьное образование должно стать его главной частью.
В жизни мы часто сталкиваемся с бессмысленным ущербом животному и растительному миру, ландшафту путем загрязнения вод, вырубке лесов, безоглядной разработке земли и ее недр.
Без соответствующего вмешательства экологическое будущее печально, но оно может стать управляемым через социально-ориентированную экономику, наукоемкие технологии, экологическое образование.
Чистый воздух, чистая вода, чистая земля, чистое сознание, выработка экономических норм отношения к окружающей среде в Гатчинском регионе становится девизом школьного экологического решения по дальнейшему профессиональному обучению выпускников школ, подготовке специалистов в этой отрасли знаний, их последующей работе, что само по себе является крайне необходимым для общества.
Проведение обучения в этой части подрастающего поколения имеет несколько целей: дать начальные знания по экологии, показать наиболее опасные источники, наносящие ущерб окружающей среде, стимулировать экологическое понимание и обозначить пути решения экологических проблем.
Для реализации этих целей в условиях школьного обучения должны использоваться различные методы и, в первую очередь, анализ состояния экологических проблем, пути их возможного решения на базе накопленного опыта и на основе природоохранной нормативной базы. Проведение практических занятий в природных условиях для школьников по изучению основ экологии является крайне желательным, что и осуществляется успешно с помощью программы "Школьная экологическая инициатива".
К положительным и очевидным факторам выполнения за прошедшие шесть лет программы "Школьная экологическая инициатива" с удовлетворением следует прежде всего отнести такие конкретные результаты:
За указанные годы школьниками под руководством своих учителей, наставников произведено большое количество полевых исследований по биологическим, химическим, радиационным и другим видам загрязнений в воздухе, воде, на почве, продуктах питания. Школьниками проводился анализ и обобщение полученных результатов с применением современных электронных средств измерений и обработке данных. Отрабатывались варианты возможных принимаемых решений по ситуационным случаям в порядке развития экологического мышления. Участники летних экологических лагерей имели возможность практически знакомиться и применять средства экологического контроля и современных методик его осуществления.
Особо следует отметить использование школьниками системы автоматического радиационного контроля, разработанного лабораторией "Harwell laboratory" (Англия) как для радиационного мониторинга, так и для образовательных целей.
При организации научно-практических конференций школьников в 1993 -1997 гг. проводились школьные конкурсы на экологические темы: рисунков, плакатов, компьютерной графики и олимпиады по различным направлениям программы "Школьная экологическая инициатива". Здесь также следует отметить и такие формы обучения и познания, как проведение выставок "Зеленый мир - глазами детей", "Природа - дом твой. Береги его", съемки видеофильмов на экологические темы. В заслугу организаторов конференций надо отнести также самодеятельность экологической направленности различного возрастного состава школьников, где ярко, образно и увлеченно исполнялись стихи, песни, частушки, разыгрывались кроссворды, инсценировки по тематике конференций, что определенным образом способствовало разбавлению юмором сухих цифр и фактов экологических опасностей.
Если говорить о проведенных работах школьников более конкретно, то они касались таких направлений исследований как, например:
Отрадно отметить, что теперь к Экологическому движению "Гатчина - Санкт-Петербург", в реализации программы "Школьная экологическая инициатива" имеют прямую причастность и оказывают поддержку такие структуры и их руководители, как:
Таким образом, экологическое движение уже завоевало права гражданства. Хотя тернии на его пути встречаются еще повсеместно, это не должно смущать организаторов и руководителей программы.
Как на взгляд специалистов и учёных может видеться дальнейшая работа в реализации программы? Это, прежде всего, наращивание уже накопленного опыта и его развитие в качественную сторону:
Дальнейшее качественное продвижение в экологическом обучении молодёжи позволит не допустить в обществе равнодушия, такого развития ситуации: сидеть, сложа руки, не принимая мер, испытывая безразличие к экологическим проблемам, заведомо "катить бочку с порохом" под "крепостной вал" Природы, определяющий основу жизни на Земле.
Задачи целевого экологического воспитания с малых лет подрастающего поколения, привития ему экологической грамотности, безусловно, одними призывами к этому не решить.
В целом, решение экологических проблем, куда составной частью входит и экологическое образование, должно планироваться и сосредотачиваться в концепциях, моделях, целевых комплексных программах оценки состояния и развития города и региона, оздоровления и сохранения здоровой окружающей среды обитания человека.
Развитие и укрепление связей со всеми заинтересованными организациями, учреждениями, специалистами, учёными ещё подлежит дальнейшему, более конкретному наполнению со стороны экологического движения.
Одним из факторов, обеспечивающих успешное продвижение вопросов экологической безопасности и экологического образования, может быть периодическое освещение этого процесса в средствах массовой информации (СМИ). К сожалению, здесь многое желает быть лучшим.
Остающаяся до сих пор "полузакрытость" информации по экологическим проблемам может усугубить положение в этой области. Экологическая безопасность, к сожалению, в средствах массовой информации разрабатывается от случая к случаю, пока не стала предметом глубокого беспокойства и недостаточно ориентируется на усиление позиций экологов. Как показывает, практика, СМИ порой осознанно уходят от обострения экологических проблем и, в первую очередь по экономическим соображениям своих издательств. Думается, что такое положение неизбежно будет меняться в лучшую сторону с повышением материального благополучия корреспондентов-экологов и издательств. Издание Экологическим движением "Гатчина - Санкт-Петербург" пятой книги сборника материалов по экологической безопасности под общим названием "Экология. Безопасность. Жизнь." - явление, выходящее за рамки региона и программы "Школьная экологическая инициатива". Этот коллективный исследовательский труд школьников, учителей, специалистов является значительным продвижением в области экологических знаний по региону.
Не следует приуменьшать те трудности, которые имели место на пути издания пятой книги сборника - экономического, технического и организационного характера, но они преодолены.
Предлагаемые читателю материалы помогут более наглядно представить те экологические опасности, которые сопровождают каждого из нас на жизненном пути, осознать необходимость принятия мер к их предупреждению и устранению. Книга может быть полезной учащимся, специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами экологической безопасности.
Профессор, академик МАНЭБ А.И. Ветютнев
Перейти к оглавлению | ||||||