ИСТОРИЯ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО АНСАМБЛЯ
Мавлютова О.С.
История дворцово-паркового ансамбля начинается с 1765 года, когда Екатерина II подарила Гатчину графу Г.Г. Орлову. Обширные поместья вблизи Петербурга Орлов получил в благодарность за участие в дворцовом перевороте 1762 года, в результате которого Екатерина захватила престол. Гатчинской усадьбе Орлова суждено было стать одним из лидеров русского садово-паркового искусства.
Строительство дворца и одновременно устройство парка на берегах Белого озера было начато в 1766 году. Гатчинский парк создавался в английском вкусе - для того времени по последнему слову паркового искусства. Это был первый в истории русского паркостроения пейзажный парк, выявивший достоинства свободной планировки, которая приближала искусственно созданные пейзажи к естественной красоте природы.
Украшением Гатчинской мызы были озера, по берегам которых рос густой хвойный лес. Черное , Белое и Серебряное озера, соединенные протоками, образуют единую водную систему, которая дает начало реке Гатчинке, или Теплой, впадающей в реку Ижора. Эта река, приток Невы, берет свое начало в лесах к северу от Белого озера. В нескольких километрах к юго-востоку от Белого озера находится озеро Колпанское, из которого вытекает река Колпанка. И Колпанка, и протекающая севернее озера р. Парица тоже являются притоками Ижоры. На огромной территории между Колпанкой, Парицей и Ижорой лес использовался как охотничьи угодья Орлова и получил название Зверинец.
В северо-западной части Зверинца были устроены загоны для лосей, кабанов, оленей, специально завезенных в Гатчину.
Дворец строился на западном берегу Серебряного озера, отделенного от Белого озера узкой перемычкой - Длинным островом. Расположив дворец на возвышенной части обширного луга, полого спускающегося к озеру, архитектор стремился выявить главенствующее положение здания в создаваемом ансамбле.
Для строительства дворца в Гатчину был приглашен итальянский архитектор Антонио Ринальди (1709-1794).
Гатчинский дворец был неразрывно связан с окружающим его ландшафтом. Облицовка естественным камнем-известняком, добывающимся в местечке Пудость, недалеко от Гатчины, усилила впечатление слитности здания с ландшафтом, придала ему единство и монументальность.
Общая площадь гатчинских парков более 700 гектаров. Они состоят из трех крупных массивов.
Дворцовый парк (площадь 163 гектара) раскинулся вокруг Белого и Серебряного озер. Он состоит из нескольких участков, различных по планировке и времени создания - собственного садика, Голландских садов, Липового сада, Английского сада, Ботанического сада и Сильвии.
Приоратский парк (площадью 160 гектаров), получивший название от дворца, возведенного
здесь в конце XYIII века, расположен к юго-востоку от Дворцового парка.
Зверинец (площадь около 400 гектар) расположен к северо-западу от Дворцового
парка.
Благоустройство территорий вдоль берегов Серебряного и Белого озер началось в 1766 году.
В Гатчине работал талантливый английский садовод Джон Буш. В 1772 году ему было поручено устройство Английского сада.
Болотистая низменная местность, в которой создавались парки, была осушена посредством прокладки в 1773-1774 годах каналов от рек Веревы и Ижоры (некоторые каналы сохранились на территории современного Зверинца). В те же годы расчищались леса, строились дороги. На раскорчеванных участках высаживались тысячи взрослых "разных мер деревьев" - лип, дубов, ясеней и вязов. Причем толщина стволов, рисунки кроны подбирались в соответствии с указаниями садовода.
Гатчинский Английский парк - первый и один из наиболее замечательных образцов пейзажного стиля в русском паркостроении. Основным принципом пейзажной планировки было стремление максимально приблизить искусственно создаваемые ландшафты к живой естественной природе (пейзажный стиль предусматривал свободную планировку). В отличие от всех ранее существующих регулярных парков, перестроенных в пейзажные, Гатчинский Английский сад сразу был задуман пейзажным.
В Английском саду на берегах Белого и Серебряного озер все было сделано в соответствии с основными принципами пейзажного стиля. По территории проложили длинные извилистые дорожки, изгибы которых соответствовали живописным очертаниям берегов. Деревья, высаженные группами, то вплотную подступали к воде, то отдалялись от берега, открывая неожиданные перспективы.
Гатчинские озера стали естественным центром композиции. В усадебных парках пейзажного стиля отсутствует центральная ось, на которой в регулярных садах обычно располагается дворец. Нет центральной оси и в Гатчинском Дворцовом парке. В парке не найти видовых точек, с которых дворцовый фасад был бы виден фронтально. Но, несмотря на это, доминирующее положение дворца в пейзаже ясно. Оно достигнуто удачным размещением здания на возвышенности.
В 1790-е годы, когда отдельные участки Английского сада получили регулярную планировку, открылась замечательная перспектива дворца через Большую террасу на Длинном острове. Берег Белого озера напротив террасы - единственная точка, с которой открывается фронтальный вид на дворец. В 1790-е годы раздвинулись границы Дворцового парка.
В 1792-1793 годах на месте старой мызы на восточном берегу Белого озера были выровнены площадки, на которых устроили Ботанический сад, с прямыми аллеями и искусственными прудами правильного рисунка. В 1797-1798 годах у Часовой башни дворца на высокой подпорной террасе появился собственный садик, а рядом с ним - Голландские сады на насыпных террасах, составившие единый ансамбль придворцовых садов. К северо-западу от Английского сада возник новый участок парка - Сильвия, план которого также имел регулярный характер. В парке появились зеленый и водный лабиринты. Изменения были связаны с личными вкусами нового хозяина Гатчины великого князя Павла и свидетельствовали о переходе от изысканной простоты к декоративности и помпезности.
В 1790-е годы создается ряд декоративных сооружений. На мысу искусственного острова Любви, отделенного каналом от Белого озера, был построен Павильон Венеры. Две части Длинного острова соединил Горбатый мост.
В XIX веке появились посадки сирени в Нижнем Голландском саду, изменился облик Сильвии и собственного садика. Мосты стали чугунными.
Гатчинский дворцовый парк
Размещение композиционных акцентов по берегам водоемов и ориентация на них
видовых раскрытий.
1-фрагмент А; 2-видовые точки; 3-композиционные аспекты; 4-направление основной перспективы;
Перейти к оглавлению | ||||||