ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ОБЖ"
Мирошкина С.М., Куракова Н.Г., Лаппо О.В., Кислов М.И., Шишкина М.Н., Бездольная Л.И., Мавлютова О.С., Минаева Е.Н.
Проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) человека занимали значительное место в программе лагеря, поскольку это тоже проблемы взаимодействия человека с природной средой. Для закрепления и проверки знаний в один из последних дней была проведена игра по станциям. Каждая группа, работавшая в лагере по определенному научному направлению, представляла собой команду (10-12 человек); всего команд было пять.
Перед началом участникам объясняют условия игры, каждая из 5 команд получает маршрутный лист.
Маршрутный лист (пример)
№ станции | Название станции | Баллы | Итог |
---|---|---|---|
I | Медицинская | ||
II | Радиационная | ||
III | Пожары в лесу | ||
IV | Биологическая | ||
V | Творческая |
Маршруты по станциям
В маршрутных листах намечен порядок посещения станций. На каждой станции команды получают определенное задание - вопросы по изученной в лагере тематике. Время пребывания на станции до 10 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию. Станций всего пять; работа команды на каждой станции оценивается по 10 бальной системе, по правилам, которые определяет руководитель станции. Учитывается не только качество ответа, но и организованность команды, массовость в решении вопросов. Число очков, полученное командой, сразу проставляется в маршрутный лист.
Игра проводилась в помещении штаба ГО ПИЯФ РАН, и ребята могли использовать информационные стенды и наглядные пособия, которые были приготовлены для этой игры.
Приводим перечень станций и вопросов.
I. Медицинская станция. Руководители: Куракова Н.Г., Вижуткина Е.В.
Вопросы:
1. Источники и распространители заболеваний.
2. Индивидуальные и коллективные способы защиты.
3. Первая помощь при пищевом отравлении и меры профилактики.
4. Наложение жгута и шины из подручного материала.
5. Лекарственные растения и способы их использования.
II. Радиационная станция. Руководители: Вижуткина Л.П., Лаппо О.В., С.М. Мирошкина. Команд по радиации было две.
В лагере ребята получили первоначальные представления о радиоактивных излучениях, хотя школьными программами эта тема отнесена к 11 классу. Набор вопросов на этой станции был больше, но все команды показали хорошие знания.
Вопросы:
1. Что вы понимаете под словом " радиоактивность"?
2. Какие типы излучения радиоактивных элементов вам известны?
3. Что представляют из себя альфа -, бета - и гамма - лучи?
4. Какие лучи обладают большой проникающей способностью?
5. Какие бывают источники излучения?
6. Приведите примеры естественных и искусственных источников излучения.
7. Изобразите знак "радиационная опасность".
8. Какой радиоактивный газ вам известен? Где его концентрация увеличена?
9. Вредное или полезное действие оказывает естественный фоновый уровень радиации? Поясните.
10. Какими способами можно уменьшить дозу при работе с источниками радиации?
11. Назовите допустимые дозы.
12. Что такое радиофобия?
13. Что является одним из первых следствий действия излучения на живые организмы?
14. Действия и поведение людей при сигнале радиационной опасности.
III. Станция "Пожары в лесу". Руководитель Минаева Е.Н.
Эта тема появилась в экологическом лагере в 1996 году. Лес — важнейший фактор экологического равновесия: это накопитель солнечной энергии и биомассы, один из источников кислорода; он очищает атмосферу, регулирует сток воды, защищает почву от эрозии; это место отдыха и источник здоровья людей. Поэтому борьба с лесными пожарами и их предупреждение - важное звено в борьбе за сохранение природной среды.
IV. Биологическая станция. Руководители: Мавлютова О.С.,Бездольная Л.И.
Вопросы:
1. Способы защиты от хлора и аммиака;
2. Ядовитые растения;
3. Съедобные растения;
4. Нетрадиционная пища на природе;
5. Сигналы тревоги; действия и поведение людей при этих сигналах.
Организаторы игры придавали особое значение последнему вопросу, так как в Гатчине (как, вероятно, в большинстве городов) потенциально опасные промышленные объекты расположены в центре жилых массивов, часто вблизи от школ. Ответы ребят показали, что они знают про эти объекты и готовы к неожиданностям.
V. Творческая станция. Руководитель: Кислов М.И.
Каждая из пяти команд заранее подготовила к этой станции набор из десяти слов - терминов, относящихся к экологии вообще и к направлению работы этой группы в частности. Каждая команда получала по жребию ("тянула") набор, подготовленный командой; задание состояло в том, чтобы за 15 минут сочинить стихотворение, в котором были бы использованы все десять слов (не обязательно в качестве рифм, хотя некоторые наборы были составлены из рифмующихся попарно слов).
Наборы слов , которые достались командам, были такими:
I. Cлон, клен, цветок, дубок, наука, щука, коряга, бумага, кошка, мошка.
II. Мимоза, радиация, фактор, наводнение, реактор, аммиак, акация, поколение, доза, зодиак.
III. Фауна, архитектура, биом, экология, ландшафт, флора, человек, экотропа ( восемь слов, зато какие ! ).
IV. Вакцина, медицина, витамин, токсин, нитраты, ядохимикаты, фильтровка, маскировка, токсины, апельсины.
V. Радон, газон, планета, газета, доза, роза, человек, век, вода, холода.
Очень разные наборы слов, и стихи получились разные. Приводим некоторые из них.
I. Команда “Медицина”
Пришел слон, Сломал клен, Съел цветок, Сломал дубок, Поймал щуку, Выучил науку, А потом нашел корягу, Сделал из нее бумагу. Тут к нему пристала мошка, И ее сожрала кошка.
II. Команда “радиационная”
Если, нюхая мимозу, Получаешь сразу дозу, Значит, рядом есть реактор - Радиационный фактор. Если наше поколение Пережило наводнение - В атмосфере много аммиака И не видно знаков зодиака. Значит в воздухе идет реакция И увядает цветущая акация.
II. Команда “Радиационная”
Экология - это прекрасное слово! Сохрани свой ландшафт, человек! Мир животных - чудесная фауна, Сохрани мир животных навек! Мира растений архитектура - Флора это, чудесный биом. Леса прекрасного экоструктура... Экотропу мы проложим в нем.
III. Команда “Пожар в лесу”
Если Вы нашли вакцину, Обращайтесь в медицину, Там дадут Вам витамины Против вредного токсина, И свободны от токсинов Будут Ваши апельсины. Если Вы нашли нитраты, То есть ядохимикаты, Тогда сделайте фильтровку, Но не надо маскировку.
IV. Команда “Биологическая”
Большую опасность представляет радон, Гораздо лучше зеленый газон, Опасная доза принесет холода, Завянут все розы, замерзнет вода, Застынет планета, умрет человек, Газеты не выйдут... закончится век.
Итоги игры были подведены сразу же. Разброс оказался очень небольшим - от 48 баллов у команды, занявшей первое место, до 43 - последнее место.
Закрепление и проверка знаний были целью организаторов игры, а для участников главное заключалось в самой игре, позволившей проявить инициативу, энтузиазм и творчество.
Примечание:
Рисунки способом компьютерной графики выполнил Советов Сергей, Бухвалов Юрий.
Перейти к оглавлению | ||||||