ХОЧУ ПОЗНАТЬ МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ

Проскурнина Н.П.

Кто из нас не знает тончайшего певца природы М. Пришвина? Он с отчаянием воскликнул: "Как не поймут до сих пор, что глядеть в природу - значит, глядеть в зеркало, где отражен человек, и не такой, каким мы его видим в меру свою, во всей его глубине и высоте от земли до неба".

Все то, что мы обычно называем природой - лес, река, луг, даже пустырь - помогают нам воспитывать малыша. Может быть, я не права, но мне кажется, что тишина леса, редкие цветы, резко вспорхнувшая птица, больше западут в душу ребенка. Пусть сначала научатся радоваться, потом чтоб смогли оценить потери. Ко мне пришли в этом году трехлетки. Дети пришли, когда трепетала листва разными красками, а дерево было похоже на живое пламя свечи. Удивительный момент, когда душа гуляет с серым небом, лохматыми тучами, с холодным ветром. Мы совершили две прогулки по аллее сада, они сами собой превращались в открытия. Все цвело, порхало, пело. Все казалось беззаботным. Говорить легко, а терпения, особенно маленьким, ох, как не хватает.

Хмурые осенние дни сменялись теплыми. "Ребятки, рвать красивые листочки мы не будем. Лучше соберем из опавших листьев букет. Дома можно каждый лист прогладить теплым утюгом и оставить до весны". В полное безветрие мы наблюдали за полетом листьев. Вот медленно, поблескивая на солнце золотым бочком, кружатся семена клена, словно раздумывая, где найти место спокойное в неизбежную зиму.

Мы поворачивались лицом ко всему, что нас окружает. Я искала тот бугорок, стоя на котором испытывала чувство, щемящее сердце. Представьте себе такую картинку. Летит стая лебедей, они перекликаются, и ты стоишь, подняв голову. А сердце дрогнет, и кажется, они зовут лететь вместе с ними. Вот оно чувство покоя и единения с этой землей и с этим небом. И ты невольно в такие минуты считаешь себя совершенно счастливым, невольно скажешь:"Вот оно, настоящее счастье".

Люди отдалились от прекрасного мира природы. Происходит это в нежную и чувствительную пору жизни - в раннем детстве. Я нашла несколько путей решения этой проблемы. Девиз в работе - дать знания об окружающем мире в увлекательной форме, не навязчиво.

Свои общения с окружающим миром я начала с того, что у нас в группе удивительно красиво.

- Посмотрите, сколько интересных растений.
- Посмотрите, какие красивые листики у них, не похожие друг на друга. Скажите, куда они повернули глазки-листочки?
- Умницы, проснулись они от теплого солнышка. Заблестели, заулыбались, потянулись к лучикам, к окошечку.
- Ребятки, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы растения были такими красивыми?
- Умницы, поливать будем, поставим горшочек к окну, чтоб светло ему было, листочки беречь будем, рвать нельзя, будем смотреть на них глазками. А еще, как деток, мыть будем, чтоб дышали листики. Растения любят, когда за ними ухаживают, поливают и при этом тихонечко разговаривают. Это эмоциональная раскованность увлекает детей. Я не боялась приписывать им чувства добрых людей.
- Детки у нас добрые, поэтому у нас все цветет, все улыбается.
- Ребятки, рыбка еще спит - не шумите так. Давайте присядем и посмотрим, где она спит.
- Как интересно, увидела деток и проснулась. Пригласим рыбку кушать (сыплем корм, постукиваем), услышала и приплыла. Хвостиком машет, спасибо деткам говорит.

Мы искали добрых друзей повсюду, при этом одушевляли все. Теплое осеннее утро. Выходим на прогулку и слышим: "Кар-кар".

- Вот умница - говорю. Не забыла поздороваться. Ох, какая глазастая. Высоко сидит, далеко глядит. Поздоровайтесь, ребятки, с тетушкой Вороной.

В другой раз дети сами напоминали, что прилетела Ворона, а не здоровается.

- Не все вышли гулять, дожидается, - заступаюсь за птицу.

Частыми гостями на нашей площадке стали синицы. Лучшему усвоению внешних особенностей помог такой момент, как обращение к самой птице, словно она играет в прятки:"Синичка-синичка, пожалуйста, покажи нам свою белую щечку или синичка-синичка, не покажешь ли черную головку; а свою желтую, как солнышко, грудку? Вот спасибо тебе, умница". Дети проговаривают, а я добавляю:"А песенка у тебя, синичка, заслушаешься, как колокольчик звенит."

- Ребятки, что мы можем сделать, чтобы птички все время радовали нас своими песнями?
- Как интересно вы сказали, не станем обижать их, крошками кормить станем.

Особое место в работе уделяю дереву. Я преклоняюсь перед ним. У каждого своя судьба, свой характер. Как проходит это поклонение? У входа на площадку деревья растут аллеей. Я назвала ее аллеей Дружбы. Идем гулять и приговариваем:"Пойдем нашей дорожкой, мимо нашей березки. Детки у нас дружные. Поздороваемся с любимой березкой. Погладим березку, приложим ушко к стволу и спросим:"Как поживаешь?"

- А как вы узнали, что это березка?
- Правильно, белый ствол, белоствольная. Ее можно увидеть издалека.
- Ждала березка деток, веточками качала, листочками шелестит, рада, что услышали и пришли.
- Скажите, пожалуйста, где находятся веточки у березки? Правильно, нужно поднять головку высоко вверх, увидеть веточки. Веточки черные, тоненькие, как прутики.
       - Ах, какая ветвистая!
       - Ах, какая кудрявая!

Послушайте, как играет ветерок с веточками, с листочками. Звучит живая песенка.

       Дует, дует ветерок
       Дует, задувает.
       Желтые листочки
       С дерева срывает.
           И летят листочки,
           Кружат по дорожке,
           Падают листочки
           Прямо нам под ножки.

Давайте погуляем по опавшим листочкам. Слышите, какую грустную песенку они поют. Пожалуйста, спойте и вы. В разную погоду дети слушали песню ветра, дождя, шорох листьев.

- Ребятки, просит березка, надеется, что вы обнимете ее, понюхаете кору. Просит еще березка, чтоб слушали вы песенки про нее, стихи.
- Ребятки, а на что похоже березкино платьице?
- Посмотрите, сколько березовых листиков сорвал ветерок и уронил на землю?! Поищите, пожалуйста, березовые листики, расскажите, какие они? (желтые, есть зубчики; круглые, как монетки...)
- Какую интересную песенку поют листочки, тихонечко шелестят ими - это березка разговаривает с вами. А почему шелестят они? (их колышет ветерок).
- Побываем мы сегодня на островке, где растут три сестрички. Обхватите ствол березок ладошками. Какие они? (тоненькие, стройные). Перед обедом дети прощаются с аллеей берез. Это своего рода ритуал.

Ребятки, сейчас наша дорожка рассказала мне удивительную сказку про жучков, червячков, паучков. Травка и веточки кустиков стали для них своим домом. Смотрите, сегодня прошел дождь, а что вы видите на земле? - Ямочки.

- Кто их наделал? Это дождевые червячки. Они полезные, рыхлят землю. Дождик попал в их земляной домик, вот и не хочется сидеть в нем червячку. Вылез из земли. Спрячем их в травку, чтоб ножки не наступили нечаянно. А это кто? Кругленький, красненький, лапок много, а что на крылышках? (точечки) Умницы, знаете. Давайте споем про божью коровку песенку и увидим, как жучок расправляет крылышки и летает. Поем тихонечко, спокойно, чтоб не напугался жучок:

      Божья коровка
      Улети на небо
      Принеси мне хлеба
      Черного, белого,
      Только не горелого.           Полетел, расправил крылышки.

Пусть дети не будут одиноки при выходе на улицу, у них вырастет уважение к окружающему миру.

Мне вспоминается интересный момент в грустный осенний день. "Платьице свое не сберегла от ветра, березка, осыпала - говорила детям в процессе листопада. А Юля Перменева добавила!" Нет, вот та березка спряталась, не отдает ветерку платьице".

Свои наблюдения и впечатления дети передают в играх. Привязывают "козлика" к березке и приговаривают: "Привяжу тебя к березке, ее слушайся".

Внимание детей привлекают и травянистые растения. Однажды на площадке Аня Васильева ушибла коленку. Мы пошли на полянку за подорожником и лечили ребенка. Дети впервые узнали об этом растении. Знания использовали самостоятельно: "А мы Диме ножку листиком полечили."

Перед выходом на прогулку, обращаюсь к детям:"Кто вас, детки, гулять зовет?" - "Солнышко."

- Любите солнышко? За что? Ребятишки читали потешку про солнышко и одевались гулять.

- Ребятки! А солнышко не просто вас пригласило гулять. Хочет рассказать солнышко про сказки, что живут высоко-высоко в небе. Знаете ли вы их? Нет?! Не грустите, садитесь удобно на скамеечку, поднимайте высоко голову в небо и смотрите. Я вижу, как лошадка скачет по полям, по лугам. А вот курочка собирает цыплят, песенку им поет, червячка нашла.

- А что вы увидели, расскажите.

- Какие молодцы, много интересных, сказочных картинок увидели. Природа дарит порой удивительные картинки. Важно увидеть это и не оставить без внимания. Теплый осенний день. Паучок сплел паутинку, качается, а спускаться не собирается. Зову ребят! "Посмотрите, как паучок качается на паутинке - качели и напевает: "Я качаюсь на качелях вверх - вниз, вверх - вниз."

Не надо ему мешать, паучок паутинку плетет, ловит в нее мух, мошек, комаров.

- Ребятки, я сегодня утром встретила тетушку Ворону. Подарила она несколько красивых камешков, научила выкладывать из них веселые цветы. Бутончики цветов весело играли с ветерком, стебельки тоненькие; лепесточки нежные не рассыпались от серединки. На площадке показала, что отыскала эти удивительные камешки у нас в песочнице. Пойдемте вместе камешки собирать и картинки выкладывать?!...

Все отцветает, все облетает, отлетает, но нет что-то и остается. В город прилетели снегири и свиристели. Они держались дружной стаей. "Смотрите, какие красные птички," - говорили дети, - "любят ягоды, прилетели лакомиться." Несколько таких полетов, и рябина распрощалась с щедрым, пышным летом. Все ожидали зиму, а это другие радости. Полетели первые снежинки. Мы ловили их, напевая:

         Снежинка летит,
         А за нею другая,
         Пуховым платком
         Площадку нам засыпая.

Сумели рассмотреть мы и новый наряд березки.

- Ребятки, сегодня зима подарила березке пышное, белое платьице. Кто первый оденется, тот первый его и увидит.

В процессе общения с природой у детей развивается эмоциональная отзывчивость, желание активно беречь и защищать природу, умение видеть и осознавать, что нельзя вмешиваться в природу - это влечет за собой изменение экосистемы.

В природе не бывает мелочей. Маленький ребенок познает мир с открытой душой. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Все мы вместе и каждый из нас в ответе за Землю и ее красоту.

Наша задача вырастить людей мудрых, научить жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами.

Я надеюсь на это.
Давайте надеяться.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100