ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ

Контанистова М.Н.

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования - дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира. Дети способны видеть и понимать это многообразие. В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно "созерцают" окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.

Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Но когда же лучше начать эту работу, с какого возраста? Я считаю, что чем раньше, тем лучше. Работая по общероссийской "Программе воспитания в детском саду", я использую в работе элементы из программ "Детство", "Радуга", "Сказка", "Юный эколог", тем самым обогащая жизнь детей в детском саду. Методики Н. Зайцева, М. Монтессорм и богатый опыт В.П. Никитина помогают мне сделать жизнь малышей радостней, интересней и красивей. И вот у меня малыши, год работы в младшей группе. Много это или мало. И только, подведя итоги в конце года, узнаешь, что копилка знаний о природе у малышей потяжелела, глазки сверкают, как только задаешь вопрос или показываешь новую книгу о каком-то таинственном загадочном мире, что позволяет каждому ребенку без принуждения подключаться к происходящим событиям и испытывать чувство интеллектуальной радости от того, что рыбы не только видят и слышат, но и умеют "разговаривать", "дружить" друг с другом; деревья умеют петь песни и рассказывать сказки, а бабочка-плясунья колдует над цветами, зовет их в хоровод. С помощью игр и наблюдений трехлеточки с удовольствием познают окружающий мир. Вышли на прогулку с детьми и подошли к одуванчику, который вырос на газоне. Маленький, желтый - как солнышко. Нельзя его трогать руками, вдруг обломится хрупкий стебелек. Но что это? Кто-то сидит на самой его макушке. "Вот крылышки!" - увидела Аленка. А я пробую опровергнуть это убеждение и говорю: "Нет, это листочек с дерева упал и застрял на цветочке". И тогда сбегаются все ребятки, каждый пробует доказать, что это не листик, крылышки бабочки белые, есть на них черненькие пятнышки. Да и крылышек не 2, а 4. Женя увидела усики, Катя, присев, обнаружила лапки. Саша удивленно поднимает глаза:"А усики-то шевелятся". Вот и рассмотрели бабочку, а она взяла да и полетела, расправив крылышки, порхает, кружится. А на следующий день увидели, что у бабочки есть головка и брюшко, объясняю детям, что нельзя бабочку трогать руками, т.к. можно повредить крылышки, снять с них пыльцу. Можно только любоваться бабочками, как они порхают с цветка на цветок, перенося пыльцу. Ведь бабочки - это праздник души. Богатство красок и полет - то стремительный, то неторопливый - это только внешняя картина, а если длительно наблюдать за бабочкой, то можно сделать множество открытий, пусть небольших, но они украсят нашу жизнь и принесут счастливые часы и дни. И никогда рука ребенка не дотронется до бабочки, но зато детские пытливые глаза всегда будут полны радости при появлении бабочки.

А во время другой прогулки провели драматизацию стихотворения "Мотылек" Л.Модзалевского.

       Расскажи, мотылек,
       Чем живешь ты, дружок?
       Как тебе не устать
       День - деньской все порхать?
       - Я живу средь лугов
       В блеске летнего дня;
       Ароматы цветов -
       Вот вся пища моя!
       Но короток мой век -
       Он не долее дня;
       Будь же добр, человек,
       И не трогай меня!

И так шаг за шагом маленький человек познает прекрасный мир природы. Несколько минут наблюдений, несколько строчек поэзии, но зато масса новых открытий. И уже, выходя на прогулку, малыши стали внимательнее, заметили, что около качели муравьишки перебегают с одного места на другое. И снова все дети вместе, и снова вопросы, вопросы, вопросы. А почему муравьишки не уходят со своей дорожки, все ли они одинаковые, что они тащат? И дети узнают, что муравьи - это маленькие труженики, очень дружные, маленькие и безобидные. Попробовали палочкой отодвинуть муравья с дорожки. И пожалели, ведь муравьишке пришлось искать свою дорожку. Алена вздохнула: "Бедненький, он, наверно, плачет, я его слезинку видела", Ваня добавил: "А как же он будет теперь без мамы ?" Но вот муравей нашел свою дорожку, и все радостно закричали: "Ура!" Думаю, что мои ребятки не будут обижать насекомых, ведь они научились наблюдать за ними, видеть беззащитность насекомых перед человеком.

Во время таких вот наблюдений дети узнали много интересного про божью коровку, про кузнечика, о рыбках. Но не только за насекомыми и цветами мы наблюдали с ребятками. Познакомила детей с ветром ( в течение всего года), и дети узнали, что у Весны ветер ласковый, нежный и теплый (ф-ф-ф), у Лета - жаркий, согревающий (х-х-х), у Осени - прохладный (с-с-с), у Зимы - холодный, студеный (в-в-в), точно так же на ежедневных наблюдениях обратила внимание на землю, дала детям новые знания, что земля зимой - застывшая, отдыхающая, весной - оживающая, просыпающаяся, летом - трудолюбивая, работящая, а осенью - щедрая, дарящая, опять засыпающая. Даже, используя пантомиму, пробовали это изобразить под музыку.

А какое множество камушков на земле! Попробуй-ка найти одинаковые! Нет, одинаковых камушков нет. Стали с детьми рассматривать и угадывать, на что похож тот или другой камушек. Вот и лягушка, а здесь пещера, а тут барсучок прилег у пенька. И ходят ребятки от камушка к камушку, как будто в сказочном городке, рассуждают друг с другом, фантазируют, им это нравится.

А вот и радуга появилась после дождичка. Сразу говорю детям: "Вы видели радугу после дождя?

       Я тоже. Ее наблюдая, 
       Не шелохнувшись, смотрела
       И думала только о ней:
       Она из Вселенной, она неземная,
       Из Космоса словно протянута нить,
       Волшебным, чарующим светом сияя.
       Она нас в сказку с собою манит,
       Своими лучами на солнце играя.

Рассмотрели с детьми, что радуга имеет форму дуги, состоит она из семи разноцветных дуг и похожа на "горбатый мост". Дети назвали с моей помощью все цвета радуги. А потом сделали вывод, что радугу можно увидеть после дождя весной и летом, когда вся природа дышит свежестью и чистотой.

А когда после дождя выглянуло яркое, лучистое солнышко, мы с детьми отправились к нему "в гости". Закрепили с детьми, что солнышко встает утром и дарит нам красные, оранжевые и желтые лучи. Красные лучи дают нам тепло, радость, предупреждают об опасности; оранжевые - смелость, храбрость, а желтые - волшебный свет, силу. Я предложила детям: "Давайте подставим лицо солнечным лучам. Пусть они ласкают наше лицо, согревая своим теплом." И дети с удовольствием подняли свои головы, подставив лицо солнечным лучам. И тут же мы выяснили, что лучи теплые, а значит, и красный, оранжевый, желтый цвета - теплые. И солнышко наше доброе, ласковое, теплое. Теперь уже малыши знают, что надо для того, чтобы цвели цветы, росла трава, пели птицы и светило солнце.

Но что делать, когда нет возможности выйти на лужайку - на улице дождь, слякоть. Тут создаю детям воображаемую ситуацию, веду детей по воображаемому лесу (группе), вывожу их на полянку (ковер) и садимся все на "травку". Даю установку на правильное поведение в лесу: быть в лесу осторожным (чтобы не наступить на муравьев, не помять цветы), быть внимательными (чтобы услышать пение птиц, шуршание ежа в траве, жужжание пчелы). И дети идут по такому волшебному лесу, представляют, рассказывают, кого видят, пытаются описать насекомого, цветок. Пусть еще с моей помощью, но это очень здорово!

И, как бы итогом проделанной работы, была конференция в ПИЯФ на тему: "Школьная экологическая инициатива". И мои, теперь уже четырехлеточки, открывали ее музыкальной сюитой "На лесной полянке", где группа детей в русских костюмах славила белоствольную русскую красавицу березку, вокруг которой цвели цветы и порхали бабочки. Дети с большой любовью танцевали, пели и читали стихи. А также ребята принимали участие в выставке рисунка "Зеленый мир - глазами детей" и были награждены грамотами и призами.

Я думаю, что вот так, без принуждения, в игре, в вопросе-ответе можно способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы, можно развить творческое воображение, вырастить гражданина - защитника природы.

Ведь воспоминания детства остаются самыми яркими и живыми. Они еще долго, а иногда и всю жизнь "пахнут" праздником и сказкой. Пусть же наши дети растут и не перестают удивляться чуду восходящего солнца, блеску звезд, красоте заснеженных горных вершин. Пусть каждый новый день будет наполнен гармонией, красотой, любовью к ближнему, природе и себе!

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100