СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИИ

Никитина Т. Б.

Экология - это наука о взаимоотношении живых организмов со средой их обитания. Взаимоотношение человека с природой - это актуальный вопрос - отмечается экологическое неблагополучие в состоянии природных ресурсов, ухудшение воды, воздуха и земли, которое происходит в результате интенсивной деятельности человека, что неблагоприятно влияет как на взрослый, так и на детский организм.

Проблема в невысоком уровне экокультуры с детства. Проблема экологии решается с помощью юристов, врачей, экономистов, педагогов.

Вывод: реализация решения проблемы связана с воспитанием и образованием людей. В дошкольной педагогике проблема "Экологизация образования" - это необходимость научить дошкольника разбираться в окружающем мире - экологии.

Идея приобщения человека к природе имеет глубокие корни: Жан Жак Руссо, Песталоцци, Каменский - выделили источник познания через природу - средство развития ума, чувств и воли. В своих трудах Ушинский обратил внимание на всестороннее развитие ребенка и воспитание детей средствами природы.

Экология - это слово введено Геккелем в 1869 году - переводится как наука о доме, и уходит эта наука корнями в естествознание, биологию, химию. Экологи выделяют три фактора, определяющие особенности жизни на земле:

  1. абиотический (климат, почва, химический состав воды, температура, влага и т.д.);
  2. антропогенный (воздействие человека на природу);
  3. биологический (растения, животные, микроорганизмы).

Следовательно, среда обитания любого живого существа составляет все то, что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние и развитие, выживание и размножение. Все факторы взаимодействуют друг с другом, поэтому центральным понятием являются экосистемы.

Экосистема - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания. Живые существа между собой связаны и функционируют как единое целое. Главным фактором, влияющим на среду обитания растений и животных, является деятельность человека.

Экологи утверждают, что деятельность человека является важным фактором - развитием биоценоза.

Биоценоз - это сообщество живых организмов, взаимоотношения которых создают равновесие в природе (на данной конкретной территории). Деятельность человека имеет двухстороннее значение: как "+" так и "-".

Положительное влияние: создание парков, озеленение, удобрение, разумное применение техники. Деятельность человека влияет на условие жизни растений и животных, изменяя экологическую обстановку, в которой живут люди. Следовательно, чем больше гибнет биоценоза, тем хуже физиологическая среда для человека.

Экологическое воспитание дошкольников.

  1. Основная задача связана с формированием у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связи и отношениий, которые существуют между ними.
  2. Необходимо дать знания в системе, обеспечить правильную ориентировку ребенка в окружающем его мире.
  3. Обеспечить развитие познавательной деятельности у ребенка.

Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей о состоянии природы и ее изменениях. Игры для детей - способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором они живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт. (Например: играя в "дочки-матери", они могут читать книги, мыть посуду и сообщать друг другу впечатления о просмотренных телепередачах. Мальчики после просмотров мультфильмов "Трансформеры" строят из "строителя" машины, а затем их же переделывают в роботов, таким образом имитируют действия тех и других своих героев. Накопленный опыт и знания помогают детям использовать игрушки - заместители (кирпичик - приложенный к уху "радиотелефон" или "рация"; кирпичик "хлеб" и т.д.) Также приобретенные знания помогают детям придумывать новые сюжеты - они теперь могут путешествовать в космосе и жить на других планетах, выращивать деревья, на которых растут сразу все "вкусные фрукты". В игре дети отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания.

В творческих играх происходит сложный и важный процесс освоения и получения новых знаний, который обобщает умственные способности ребенка, воображение, память, внимание, расширение кругозора. Сообщение о своей "придуманной" профессии, чем он будет заниматься, чем помогать людям, каким инструментом будет работать.

В этих играх формируется интерес к труду взрослых, желание помочь им, мечты о будущей профессии и начало формирования личности ребенка. Игры для усвоения и закрепления знаний о природе можно использовать такие, как "Дикие и домашние животные", где ведущий показывает карточку, и дети находят у себя такую же картинку (лото), рассказывают об этом животном: где он живет, чем питается, как зимует. Если ребенок ошибается, его исправляют другие дети или сам ведущий. Игры, подобные этой, можно проводить на различные темы: "Птицы", "Растения" (садовые, луговые, лесные). Говоря о растениях, дети могут сообщать друг другу об их семенах, частях растения, листьях, о местах где растут эти растения; большое дерево или маленький куст, кто на нем (в нем) может жить, кто (что) ему приносит пользу или вред, как растения помогают людям (и чем).

Через эти игры подводят детей к тому, что природа - это не только лес, животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и т.д. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает - в природе все красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас. В детях необходимо воспитывать экокультуру, умение вести себя в природе - в окружающей среде.