ЭКОЛОГИЯ И МАЛЫШИ

Пономарева Г. Е.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

К сожалению, наши дети сегодня лишены многих невосполнимых богатств и сокровищ. Везде человек приложил свою "хозяйственную руку". Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, превратившиеся в болота моря, уничтоженные за ненадобностью животные - вот наше наследство.

И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и упорно будем восстанавливать, залечивать, выращивать добро, искоренять зло, то, может быть, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями.

В этой борьбе за будущее человечества важное место занимаем мы, педагоги. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Вспоминаются слова В.Г. Белинского: "Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей; но человек, родившись человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком, и ослом, и чем угодно".

Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями.

Перед воспитателями ставятся следующие задачи.

  1. Приучать ребенка не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
  2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.
  3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

В работе с детьми раннего возраста (от 2 до 3 лет) на первый план ставились познавательные и нравственные цели, а затем уже обучающие. Научить ухаживать за животными несложно. Но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое к нему отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка.

Начиная со второго года жизни детей, через игру и эмоциональное воздействие старались вызвать у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомили детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использовались различные дидактические игры: "Кто в домике живет?", "А у нас во дворе", "К нам приехал гость"; игры-сюрпризы: "Ты кто?"; игры-забавы: "Солнечный зайчик", "Водичка-водичка".

Кругозор детей расширяли постоянные наблюдения за животными, явлениями природы, за растениями. Настоящую кошку поили молоком и слушали, как она, довольная, мурлычет. "Кошка грациозная, движения у нее плавные, шерстка бархатная". Для характеристики природы и животных не боялись употреблять сложные эпитеты. Со временем дети поймут их, научатся восторгаться красотой, будут глубже чувствовать и понимать мир. Все, что связано с живыми объектами, дает быстрый положительный результат как в познавательном, так и в нравственном и эмоциональном смысле. Но есть и сложности. Весной сажали с детьми цветы, поливали их. Когда выросли - нюхали, любовались, в то же время кто-нибудь из детей да сорвет цветок, кто-нибудь да забежит на клумбу. Показывали, как гибнет сорванный цветок, а его "сестрички и братишки" поникли и плачут. Реакция детей на такие эпизоды была различной. Одни переживали и надолго запоминали случившееся, другие наблюдали, им это еще не понятно. Поэтому самая главная задача - научить ребенка быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывать в нем чувство ответственности: "Я большой, а бабочка маленькая", "Я сильный, а одуванчик слабый", "Я буду добрым!"

Считаю, что с детьми 3-го года жизни эту задачу можно успешно решить на занятиях изобразительной деятельностью. В игровой, эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Малышу, как и любому человеку, кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому-то. Но кому? В каком мире смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках, короткие мазки, изображающие траву. К счастью, такой мир существует! Это прекрасный мир, который называется игрой; там дружат зайцы и волки, которые ходят друг к другу в гости, обращаются к ребенку за помощью, если болеют.

Соединяя мир игры с обучением, необходимо соблюдать определенные правила.

Во-первых, ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу. Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира.

Во-вторых, для того чтобы привлечь внимание детей к нуждам и заботам игрового персонажа, вначале следует показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия.

Например, если на занятии дети будут учиться лепить орешки для бельчат, то показываются маленькие игрушки или плоскостные фигурки бельчат. Затем нужно рассказать о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима, а маленькие зайчата не запаслись орешками. Важно не только обозначить трудности, но и добиться отклика у детей, подчеркнуть, что у этих зверюшек есть защитники, тем самым ставя детей в позицию помощников, защитников. Однако дети готовы помогать не вообще, а кому-то конкретно: белочке, зайчику и всем тем, кто лично обратился за помощью. Ведь характерная особенность этого возраста - конкретность мышления. Поэтому на занятиях каждый ребенок получает личную игрушку.

В-третьих, чтобы дети активно включились в работу, необходимо объяснить им, что для спасения игрового персонажа нужен именно тот предмет, который предстоит нарисовать или слепить. Так, чтобы спасти петушка, надо слепить заборчик из бревнышек. Получается: с одной стороны, помогая петушку, ребенок играет, а с другой, - действует не в воображаемом плане, а реально, создает какой-то реальный продукт (рисунок, лепку).

Очень важно по ходу занятия и по его окончании совершить игровое действие: нарисовали дети траву для Буренки - воспитатель берет в руки макет животного и проходится им по рисунку, т.е. корова пощипывает вкусную траву, благодарит того, кто ее нарисовал. Дети сразу подхватывают это игровое действие. Оно необходимо, чтобы ребенок получил как удовольствие от проделанной работы, так и дополнительное побуждение к ее продолжению. Наблюдение показывает, что оценивать работу детей младшего возраста нужно не в конце занятия, а по ходу. При этом критика и обоснованные исправления должны исходить как бы от игрового персонажа. Это он, котенок, просит обработать края миски, так как из этой ему трудно кушать.

Для решения поставленной задачи полезно предложить детям по окончании задания продолжить игру с рисунком, предметом лепки в игровом уголке. Ведь на занятии ребенок рисовал будку для Дружка, твердо уверенный в том, что после стольких усилий Дружок обязательно поселится в ней. В противном случае, затраченные усилия и проделанная на занятии работа становятся для детей бессмысленными, и они в дальнейшем не будут интересоваться изобразительной деятельностью, зная заранее, что ее оборвут на самом важном для них месте.

Надеюсь, что когда наши дети повзрослеют, больше узнают, у нас на участке вырастет много чудесных цветов. И жучков, паучков больше не будут они хватать и зажимать в ладошках. Так мы должны добиваться у детей создания экологического сознания.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100