ЭКОЛОГИЯ ПАРКА "ЗВЕРИНЕЦ" (ПРИРОДООХРАННЫЕ ОБЪЕКТЫ)

Минаева Е.Н.

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы все равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов, 1827

В наше время уже не приходится сомневаться, что сохранить жизнь на Земле сможет только экологически грамотное человечество. Поэтому так важно уделять самое серьезное внимание воспитанию бережного и, главное, сознательного отношения к растительному и животному миру. Основу экологического обучения (как профессионального, так и общеобразовательного) составляет непременное знакомство с основными группами растений и животных во всем их многообразии - от трав и грибов до деревьев, от насекомых до птиц и зверей.

Поэтому основной целью проведения работ по направлению "Экология парка "Зверинец" ("Природоохранные объекты парка") явилось знакомство с разнообразием видов растений и животных, населяющих данную территорию. Кроме этого, во время наблюдений за живыми организмами в природе внимание школьников обращалось на особенности места обитаний, приуроченность видов к определенным условиям среды, степень зависимости от этих условий, типичные приспособления к ним, реакции на изменение среды обитания.

Организация и содержание работы

Работа ребят в лагере включала в себя следующие формы: прослушивание лекций и беседы, продолжительностью не более часа в день, экскурсии, выполнение самостоятельных наблюдений и исследований по индивидуальным заданиям. В конце лагеря составлялись индивидуальные и групповые отчеты и проводилась итоговая конференция.

Знакомство с природными сообществами, с животными и растительными организмами, изучение их приспособлений и взаимоотношений осуществлялись главным образом на экскурсиях, которым уделялось большое образовательное значение, нежели лекциям в аудиториях. Часто последние проводились непосредственно на природе, если, конечно, позволяла погода.

Экскурсии на природу дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с животным и растительным миром и наблюдать биологические объекты в естественной обстановке. Экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. Кроме того, изучение биологии (экологии) на природе дает хорошую подготовку школьникам к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении.

С проведением биологических экскурсий возникает ряд трудностей, главным образом связанных с обширностью и разнородностью материала, пестротой и непостоянством его состава. В связи с этим необходимо выделить группы объектов, которые связаны между собой определенными внутренними отношениями.

Нами был применен локальный принцип, где материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объектов в природе.

Так возникли темы:

  1. Обитатели почвы и лесной подстилки.
  2. Древесные сообщества (лес, парк) и их обитатели.
  3. Луговые сообщества и их обитатели.
  4. Жизнь пресных вод.
    Принимая во внимание особенности исследуемой территории (на ней располагается проектируемый памятник природы "Чудо-поляна") и увеличение антропогенного влияния на нее, дополнительно включили следующие темы:
  5. Биоиндикация.
  6. Редкие охраняемые виды растений.

Ниже приводятся примерные планы проведения шести дней по направлению "Экология парка "Зверинец" в летнем экологическом лагере 1996 года.

Тема:Почва, ее обитатели. Почвенный разрез

  1. Содержание лекции.

    Что такое почва. Типы почв. Почвенный разрез. Описание почв по горизонтам. Особенности почвенного покрова в окрестностях г. Гатчины.

    Разнообразие почвенных обитателей. Приспособления животных к подземному образу жизни. Влияние организмов на почву.

  2. Экскурсия.
    Практическая работа 1. Описание по горизонтам.
    Практическая работа 2. Изучение и описание фауны почвы и лесной подстилки.
    Объекты наблюдения:
    1. Почвенные животные.
    2. Следы жизнедеятельности животных.
    Приемы наблюдения:
    1. Копание ям на площади 1 или 0,5 кв.м.
    2. Рыхление или перекопка поверхностных слоев почвы.
    3. Осмотр поверхности почвы и лесной подстилки.

Тема: Древесные сообщества, их обитатели

  1. Сообщество. Его структура. Животные и растения леса (парка). Влияние экологических факторов (свет, температура, конкуренция и т.д.) на структуру и видовой состав.

    Приспособление животных организмов к жизни в лесу. Искусственные древесные сообщества (парки). Их отличие от естественных. История парка "Зверинец".

  2. Экскурсия
    Объекты наблюдения:
    1. Основные лесообразующие древесные породы; состав подлеска.
    2. Представители травяного и кустарничного ярусов.
    3. Мхи, лишайники, грибы.
    4. Обитатели леса:
    1. членистоногие;
    2. птицы;
    3. млекопитающие (следы жизнедеятельности).
    Приемы:
    1. Осмотр деревьев и кустарников;
    2. Отыскивание насекомых под корой пней и лежачих деревьев;
    3. Наблюдение с помощью бинокля за птицами и млекопитающими.

Тема: Луг и его обитатели

  1. Луг как пример травянистого сообщества. Типы лугов: пойменные и суходольные (в т.ч. поляны).
  2. Экскурсия. Знакомство с наиболее часто встречающимися видами растений и животных.
    Объекты:
    1. Травянистые растения;
    2. Насекомые.
    Приемы:
    1. "Кошение" по траве сачком.
    2. Ловля отдельных насекомых.
    3. Осмотр цветущих растений.

К сожалению, проведение зоологической части экскурсии было затруднено в связи с неблагоприятными погодными условиями, и отчет по этой теме получился неполным.

Тема: Жизнь пресных водоемов

  1. Вода как среда обитания. Приспособления животных к водному образу жизни. Разные типы движения, дыхания, питания у водных животных.
  2. Экскурсия к водным объектам парка (родники, канавы, река Гатчинка).
    Объекты:
    1. Животные, находящиеся на поверхности воды.
    2. Животные, находящиеся на водных и прибрежно - водных растениях.
    3. Обитатели дна.
    Приемы:
    1. "Кошение" прибрежной растительности сачком.
    2. Ловля плавающих и донных животных.
    3. Осмотр подводных объектов (камни, коряги).

    Химическому и бактериологическому составу воды было посвящено полдня, включавшего взятие проб из трех водных объектов (река Гатчинка, родник, карьер у поселка Новый Свет), посещение районной СЭС и знакомство с элементарными методами анализа.

Тема: Биоиндикация

  1. Биологический мониторинг. Разные методы контроля. Биоиндикация воздушной и водной среды, почвы. Виды - индикаторы.
  2. Экскурсия.
    Дополнительно была проведена экскурсия на биологический корпус ПИЯФ РАН с целью знакомства с методами и объектами для биотестирования.

Тема:Редкие охраняемые виды растений в парке

  1. Типы охраняемых территорий. Проектируемые памятники природы: "Чудо-поляна" в парке "Зверинец". Объекты, требующие охраны. Красная книга России.
  2. Экскурсия по "Чудо-поляне".
    Практическая работа. Картирование мест произрастания редких видов растений.
      Таким образом в летнем экологическом лагере школьники:
    1. научились определять виды птиц по голосам;
    2. познакомились с разнообразием мира насекомых;
    3. представителями основных семейств цветковых растений;
    4. составили карты встречаемости птиц, растительности и распространения редких видов растений.

Но, главное, ребята поняли, что "природа нема для холодного равнодушия", что мало просто увидеть, надо понять, и тогда поднимется тайный покров.

Работы школьников приводятся в книге "Экология. Безопасность. Жизнь.", выпуск 3 (Программа "Школьная экологическая инициатива").

Литература

  1. Абакумов В.А. Гидробиологический контроль пресноводных экосистем. М. Гидрометеоиздат, 1983.
  2. Брэм А.Э. Жизнь животных. т. I, II, III. М. Терра, 1992.
  3. Даринский А.В. Ленинградская область. Лениздат, 1975.
  4. Козлов М., Нинбург Е. Юным зоологам. М. Просвещение, 1981.
  5. Красная книга РСФСР. М. 1988.
  6. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. Лениздат, 1990.
  7. Мамаев Б.М. Школьный атлас - определитель насекомых. М. Просвещение, 1985.
  8. Миняев Н.А., Орлова Н.И., Шмидт В.М. и др. Определитель высших растений Северо-Запада европейской части РСФСР (Ленинградская, Псковская и Новгородская области). Л., 1981.
  9. Олигер И.М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской части СССР. М., 1971.
  10. Очерки растительности особо охраняемых природных территорий Ленинградской области. Вып. 5. Под редакцией М.С. Бог, В.И. Васильевича. РАН. Труды БИН. СПб., 1992.
  11. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых, М. 1994.
  12. Природа Ленинграда и окрестностей. Лениздат, 1964.
  13. Природа Ленинградской области и ее охрана. Лениздат, 1983.
  14. Райков Б.Е. и др. Зоологические экскурсии. М. Топикал, 1994.
  15. Тарасов А.И. Эколого - ботанические экскурсии в природу. Учебно - методическое пособие. г. Ханты-Мансийск, 1981.
  16. Учебно - полевая практика по ботанике. М. Высшая школа, 1990.
  17. Флора Ленинградской области, т. I-IV. Л. изд. ЛГУ. 1955, 1957, 1961, 1965.
  18. Хааре А.О. Новое местонахождение реликтовых видов в Ленинградской области. АН СССР, 1978.
  19. Шеффель П., Нидон К. и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М. Мир, 1991.
  20. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского района в контексте глобальных изменений. СПб. Наука, 1996.
  21. Sankey. A. Guide to Field Biology. Longmans, 1958.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100