ЭКОЛОГИЯ ПАРКА "ЗВЕРИНЕЦ" (ПРИРОДООХРАННЫЕ ОБЪЕКТЫ)
Минаева Е.Н.
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы все равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов, 1827
В наше время уже не приходится сомневаться, что сохранить жизнь на Земле сможет
только экологически грамотное человечество. Поэтому так важно уделять самое
серьезное внимание воспитанию бережного и, главное, сознательного отношения
к растительному и животному миру. Основу экологического обучения (как профессионального,
так и общеобразовательного) составляет непременное знакомство с основными группами
растений и животных во всем их многообразии - от трав и грибов до деревьев,
от насекомых до птиц и зверей.
Поэтому основной целью проведения работ по направлению "Экология парка
"Зверинец" ("Природоохранные объекты парка") явилось знакомство
с разнообразием видов растений и животных, населяющих данную территорию. Кроме
этого, во время наблюдений за живыми организмами в природе внимание школьников
обращалось на особенности места обитаний, приуроченность видов к определенным
условиям среды, степень зависимости от этих условий, типичные приспособления
к ним, реакции на изменение среды обитания.
Организация и содержание работы
Работа ребят в лагере включала в себя следующие формы: прослушивание лекций
и беседы, продолжительностью не более часа в день, экскурсии, выполнение самостоятельных
наблюдений и исследований по индивидуальным заданиям. В конце лагеря составлялись
индивидуальные и групповые отчеты и проводилась итоговая конференция.
Знакомство с природными сообществами, с животными и растительными организмами,
изучение их приспособлений и взаимоотношений осуществлялись главным образом
на экскурсиях, которым уделялось большое образовательное значение, нежели лекциям
в аудиториях. Часто последние проводились непосредственно на природе, если,
конечно, позволяла погода.
Экскурсии на природу дают возможность более близко и конкретно ознакомиться
с животным и растительным миром и наблюдать биологические объекты в естественной
обстановке. Экскурсии дают возможность увидеть в природе не отдельные разбросанные
формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно
обусловлены. Кроме того, изучение биологии (экологии) на природе дает хорошую
подготовку школьникам к дальнейшим самостоятельным занятиям в этом направлении.
С проведением биологических экскурсий возникает ряд трудностей, главным образом
связанных с обширностью и разнородностью материала, пестротой и непостоянством
его состава. В связи с этим необходимо выделить группы объектов, которые связаны
между собой определенными внутренними отношениями.
Нами был применен локальный принцип, где материал группируется по связи со средой
обитания и по месту нахождения объектов в природе.
Так возникли темы:
- Обитатели почвы и лесной подстилки.
- Древесные сообщества (лес, парк) и их обитатели.
- Луговые сообщества и их обитатели.
- Жизнь пресных вод.
Принимая во внимание особенности исследуемой территории (на ней располагается
проектируемый памятник природы "Чудо-поляна") и увеличение антропогенного
влияния на нее, дополнительно включили следующие темы:
- Биоиндикация.
- Редкие охраняемые виды растений.
Ниже приводятся примерные планы проведения шести дней по направлению "Экология
парка "Зверинец" в летнем экологическом лагере 1996 года.
Тема:Почва, ее обитатели. Почвенный разрез
- Содержание лекции.
Что такое почва. Типы почв. Почвенный разрез. Описание почв по горизонтам.
Особенности почвенного покрова в окрестностях г. Гатчины.
Разнообразие почвенных обитателей. Приспособления животных к подземному образу
жизни. Влияние организмов на почву.
- Экскурсия.
- Практическая работа 1. Описание по горизонтам.
- Практическая работа 2. Изучение и описание фауны почвы и лесной подстилки.
- Объекты наблюдения:
- 1. Почвенные животные.
- 2. Следы жизнедеятельности животных.
- Приемы наблюдения:
- 1. Копание ям на площади 1 или 0,5 кв.м.
- 2. Рыхление или перекопка поверхностных слоев почвы.
- 3. Осмотр поверхности почвы и лесной подстилки.
Тема: Древесные сообщества, их обитатели
- Сообщество. Его структура. Животные и растения леса (парка). Влияние экологических
факторов (свет, температура, конкуренция и т.д.) на структуру и видовой состав.
Приспособление животных организмов к жизни в лесу. Искусственные древесные сообщества (парки).
Их отличие от естественных. История парка "Зверинец".
- Экскурсия
- Объекты наблюдения:
- 1. Основные лесообразующие древесные породы; состав подлеска.
- 2. Представители травяного и кустарничного ярусов.
- 3. Мхи, лишайники, грибы.
- 4. Обитатели леса:
- членистоногие;
- птицы;
- млекопитающие (следы жизнедеятельности).
- Приемы:
- 1. Осмотр деревьев и кустарников;
- 2. Отыскивание насекомых под корой пней и лежачих деревьев;
- 3. Наблюдение с помощью бинокля за птицами и млекопитающими.
Тема: Луг и его обитатели
- Луг как пример травянистого сообщества. Типы лугов: пойменные и суходольные
(в т.ч. поляны).
- Экскурсия. Знакомство с наиболее часто встречающимися видами растений и
животных.
- Объекты:
- 1. Травянистые растения;
- 2. Насекомые.
- Приемы:
- 1. "Кошение" по траве сачком.
- 2. Ловля отдельных насекомых.
- 3. Осмотр цветущих растений.
К сожалению, проведение зоологической части экскурсии было затруднено в связи
с неблагоприятными погодными условиями, и отчет по этой теме получился неполным.
Тема: Жизнь пресных водоемов
- Вода как среда обитания. Приспособления животных к водному образу жизни.
Разные типы движения, дыхания, питания у водных животных.
- Экскурсия к водным объектам парка (родники, канавы, река Гатчинка).
- Объекты:
- 1. Животные, находящиеся на поверхности воды.
- 2. Животные, находящиеся на водных и прибрежно - водных растениях.
- 3. Обитатели дна.
- Приемы:
- 1. "Кошение" прибрежной растительности сачком.
- 2. Ловля плавающих и донных животных.
- 3. Осмотр подводных объектов (камни, коряги).
Химическому и бактериологическому составу воды было посвящено полдня, включавшего
взятие проб из трех водных объектов (река Гатчинка, родник, карьер у поселка
Новый Свет), посещение районной СЭС и знакомство с элементарными методами анализа.
Тема: Биоиндикация
- Биологический мониторинг. Разные методы контроля. Биоиндикация воздушной
и водной среды, почвы. Виды - индикаторы.
- Экскурсия.
- Дополнительно была проведена экскурсия на биологический корпус ПИЯФ РАН с целью
знакомства с методами и объектами для биотестирования.
Тема:Редкие охраняемые виды растений в парке
- Типы охраняемых территорий. Проектируемые памятники природы: "Чудо-поляна"
в парке "Зверинец". Объекты, требующие охраны. Красная книга России.
- Экскурсия по "Чудо-поляне".
Практическая работа. Картирование мест произрастания редких видов растений.
Таким образом в летнем экологическом лагере школьники:
- научились определять виды птиц по голосам;
- познакомились с разнообразием мира насекомых;
- представителями основных семейств цветковых растений;
- составили карты встречаемости птиц, растительности и распространения редких видов растений.
Но, главное, ребята поняли, что "природа нема для холодного равнодушия",
что мало просто увидеть, надо понять, и тогда поднимется тайный покров.
Работы школьников приводятся в книге "Экология. Безопасность. Жизнь.",
выпуск 3 (Программа "Школьная экологическая инициатива").
Литература
- Абакумов В.А. Гидробиологический контроль пресноводных экосистем. М. Гидрометеоиздат, 1983.
- Брэм А.Э. Жизнь животных. т. I, II, III. М. Терра, 1992.
- Даринский А.В. Ленинградская область. Лениздат, 1975.
- Козлов М., Нинбург Е. Юным зоологам. М. Просвещение, 1981.
- Красная книга РСФСР. М. 1988.
- Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. Лениздат, 1990.
- Мамаев Б.М. Школьный атлас - определитель насекомых. М. Просвещение, 1985.
- Миняев Н.А., Орлова Н.И., Шмидт В.М. и др. Определитель высших растений Северо-Запада
европейской части РСФСР (Ленинградская, Псковская и Новгородская области). Л.,
1981.
- Олигер И.М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской
части СССР. М., 1971.
- Очерки растительности особо охраняемых природных территорий Ленинградской
области. Вып. 5. Под редакцией М.С. Бог, В.И. Васильевича. РАН. Труды БИН. СПб.,
1992.
- Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых, М. 1994.
- Природа Ленинграда и окрестностей. Лениздат, 1964.
- Природа Ленинградской области и ее охрана. Лениздат, 1983.
- Райков Б.Е. и др. Зоологические экскурсии. М. Топикал, 1994.
- Тарасов А.И. Эколого - ботанические экскурсии в природу. Учебно - методическое
пособие. г. Ханты-Мансийск, 1981.
- Учебно - полевая практика по ботанике. М. Высшая школа, 1990.
- Флора Ленинградской области, т. I-IV. Л. изд. ЛГУ. 1955, 1957, 1961, 1965.
- Хааре А.О. Новое местонахождение реликтовых видов в Ленинградской области. АН СССР, 1978.
- Шеффель П., Нидон К. и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М. Мир, 1991.
- Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского района в контексте
глобальных изменений. СПб. Наука, 1996.
- Sankey. A. Guide to Field Biology. Longmans, 1958.