ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Мавлютова О.С.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы и т. п.) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

История организации таких маршрутов в природе насчитывает более 60 лет. Вначале такие тропы возникали на заповедных территориях - в национальных парках Северной Америки, а позднее - и в Западной Европе.

Большую популярность они получили в Эстонии. В разных странах тропы назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, естествоведческая тропа. Протяженность таких познавательных троп природы рассчитана на прохождение их в течение одного или нескольких дней. Широко известны тропы Лахемааского национального парка (Эстония) протяженностью 4-12 км.

Аналогичные маршруты стали создаваться в России недавно. Одной из первых была разработана и создана "Тропа Бажукова", пролегающая в долине реки Серги в 40 км от Екатеринбурга, среди неповторимых по красоте памятников природы - отвесных скал, глубоких карстовых провалов, живописных гротов, "бездонных" озер. Над разработкой данной тропы трудились преподаватели и студенты Уральского университета.

Не менее известны экологические тропы, созданные в Московской области преподавателями и студентами Московского университета, а школьники Московских школ разработали проект тропы природы "Матвеевский лес", проходящей по окраине Москвы, оборудована "Тропа следопытов" в Измаиловском парке столицы. "Учебная экологическая тропа", проходящая по живописному берегу реки Оки, создана под руководством учителей школьниками города Пущино Московской области. Сейчас в России насчитывается около трехсот таких троп.

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Для создания такого типа познавательных троп существует ряд важнейших исходных положений. Наиболее целесообразно прокладывать подобные тропы вблизи интенсивно посещаемых рекреационных районов. Это позволяет направить основной поток отдыхающих по определенному маршруту и ослабить антропогенную нагрузку на природную среду. Посетители могут пополнять свои природоведческие знания.

К тому же тропа должна быть доступна в транспортном отношении. Желательно, чтобы район тропы хорошо посещался местным населением. Маршрут лучше всего прокладывать по уже сложившейся дорожке - тропиночной сети. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим качеством тропы является ее информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную "просветительную" и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют "свои" объекты на маршруте и свои знаки - символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека, особенно в зонах отдыха. Поэтому важно, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно показать его роль в создании или поддержании экологического состояния среды. Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт.

Можно заменить в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности.
Образцы таких площадок были созданы на ботанической тропе в Латвийском национальном парке "Гауя".

Специфические экскурсионные объекты на тропе - памятники природы, например, вековые деревья, которые являются свидетелями событий далекого прошлого. Рядом - элементы антропогенного ландшафта, это могут быть транспортные магистрали (дороги, линии электропередач), архитектурные сооружения, водоисточники, заповедные территории, сама зона рекреации, как один из видов природопользования.

Все интересные объекты природы и истории обозначаются располагающимися рядом табличками - указателями; цифрами или символами. А информационные щиты, устанавливаемые через определенные расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологическая тропа оборудуется щитами, указателями и знаками.

СХЕМА РАЗВЕТВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Рис. 1

Условные обозначения:
1. Автострада.
2. Железная дорога.
3. Тропа, ведущая к одной группе природных объектов (или культурно - историческим объектам).
4. Информационня доска.
5. Экологическая тропа для осмотра достопримечательных животных и растений.
6. Информационный центр.

Тексты (рис.1) на щитах "работают" не только сами по себе, но используются экскурсоводами для беседы на соответствующие темы.

Познавательные тропы природы вблизи или на территории заповедных земель прокладывают главным образом специалисты, а учебные экологические тропы создаются силами учителей и учащихся.

Инициаторами создания подобной экологической тропы Ленинградской области на территории Дворцового парка г. Гатчины выступают учителя и учащиеся средней школы № 9 г. Гатчины, экологическое движение "Гатчина - Санкт-Петербург" и летний экологический лагерь, созданный на базе школы-лицея № 3, СЕО ГАН и ПИЯФ РАН. Инициативной группой разработана модель (рис. 2) экологической тропы в Дворцовом парке, собран необходимый материал для официальной регистрации данной тропы. Открытие экологической тропы учителя и учащиеся посвящают 200-летию г. Гатчины.

СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ДВОРЦОВОМ ПАРКЕ ГОРОДА ГАТЧИНЫ

Рис. 2

Условные обозначения:
1. Автострада.
2. Железная дорога.
3. Информационный щит.
4. Экологическая тропа для осмотра природных и культурно-исторических объектов.
5. Архитектурно-исторические объекты экологической тропы.
6. Родники.
7. Парк "Зверинец", памятник природы.
8. Жилые районы.

Описание экологической тропы по памятнику природы
"Урочище Кухмарь"

Международный детский компьютерный лагерь (International Children's Computer Camp - ICCC) находится на территории уникального памятника природы Переславского государственного природно - исторического национального парка называемого "Урочище Кухмарь". Здесь на относительно небольшой площади сосредоточены различные типы лесных экосистем - эталонных участков леса подзоны южной тайги. Это позволяет познакомить посетителей парка с характерным для них видовым многообразием растительного и животного мира. Нужно только разработать короткий и удобный маршрут для экскурсий по лесу - экологическую тропу, на которой посетители смогут встретить разные типы лесных экосистем. Эти участки (обзорные точки) должны быть изучены и описаны с точки зрения видового состава растений и животных, обитающих там.

Кафедра биологии и экологии реализует проект "Описание экологической тропы по памятнику природы "Урочище Кухмарь". Экологическую тропу прокладывают дети. Они изучают окрестности лагеря, выбирают в лесу обзорные точки и участвуют в составлении их иллюстрированного описания. Работа над проектом включает в себя следующие виды деятельности

Обзорные точки экологической тропы

Дети участвуют в экспедициях по окрестностям лагеря, знакомятся с различными типами леса, выбирают обзорные точки тропы и прокладывают наиболее удобные пути между ними.
На маршруте экологической тропы, протяженность которой составила около 1,5 км, отмечено 7 обзорных точек с такими экосистемами как:

  1. сосняк - земляничник (Pinetum fragariosum)
  2. сосняк - черничник (Pinetum myrtilliosum)
  3. ельник - кисличник (Picetum oxalidosum)
  4. дубо - липняк снытевый (Tilietum cariceto-aegopodiosum)
  5. сосняк пушицево - сфагновый (Pinetum vaccinioso-spharnosum)
  6. щучник ивняковый (Deschampsietuum ranunculiosum)
  7. водная экосистема тростника обыкновенного(Phargmetum sparganioso-scirpodiosum)

Карта - схема "Урочище Кухмарь"

Маршрут экологической тропы указан на карте линией со стрелками, соединяющей обзорные точки. Обзорные точки отмечены цифрами в кружочках.

Изучение видового многообразия растительного и животного мира

Исследования, проведенные детьми на обзорных точках, позволили найти и определить более 150 видов растений и более 50 видов животных, главным образом беспозвоночных. Собранная информация о видовом составе занесена в компьютерную базу данных.

База данных о растениях, встреченных на экологической тропе, содержит такие данные о них как:

  1. название экосистемы, в которой встречено растение
  2. русское название вида
  3. латинское название вида
  4. семейство
  5. отдел
  6. экспертная оценка обилия в экосистеме в соответствии с общепринятыми шкалами обилия
  7. ранг охраны
  8. практическое использование растения

База данных о животных содержит такие данные:

  1. название экосистемы, в которой встречено животное
  2. дата
  3. русское название вида
  4. отряд
  5. класс
  6. характер питания
  7. ранг охраны
  8. экспертная оценка встречаемости в экосистеме

Это охраняемые бабочки махаон (Papilia machaon L.) и ивовая переливница (Apatura ili L.). В последнее время наблюдается повсеместное снижение численности этих видов, однако здесь, в охраняемом "Урочище Кухмарь", они пока остаются довольно обычными.

А это охраняемое растение Пальчатокоренник Фукса Dactylorhiza Nevski, одна из пяти северных орхидей, встречающихся в Ярославской области. Растение можно встретить на лугу на обзорной точке 6 экологической тропы

Примеры иллюстраций к описанию экологической тропы

Это фрагмент иллюстрации, демонстрирующей пищевые цепи в природе на примере животных, обитающих в почве

  1. Почвенные хищники (пауки, жужелицы)
  2. Животные, питающиеся почвой (ногохвостики, клещи, черви)
  3. Бактерии, производящие почву

Это цапля серая (Adrea cinerea) - вид довольно редкий в нашем районе, она включена в список охраняемых животных Ярославской области. На экологической тропе можно встретить гнездо цапли серой на высокой сосне на обзорной точке 2 в бору- черничнике.

Это старая сосна (Pinus sylvestris) необычной формы, растущая недалеко от лагеря. Главный ствол сосны на высоте 1,5 м разделяется на 8 толстых стволов. Диаметр основного ствола - 1 м, его окружность - З,З м, высота дерева около 30 м, возраст по оценкам экспертов приблизительно 130 лет.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100