ПРОТОКОЛ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛПРОТОКОЛ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТЯНИЯ ОЗЕР И РЕК ОГИЧЕСКОГО СОСТЯНИЯ ОЗЕР И РЕК

Шишкия А.И.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ COASTWATCH - LAKE/STREAM

А. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

А1. Участники
1. Школа/организация ________________________________
____________________________________________________
2. Класс/группа _______________________________________
3. Число участников ___________________________________
4. Адрес _____________________________________________
____________________________________________________
5. Почтовый адрес ____________________________________
____________________________________________________
6. Телефон _______________________ FAX _______________
7. Учитель/человек для контактов _______________________
____________________________________________________

А2. Тест
Мы исследовали 1. Озеро 2. Реку

3. Город _________________ 4. Область ______________

5. Название озера или реки ____________________________
напишите название, согласно карте, или название,
известное Вам

6. Бассейн ____________________________________________
Бассейн (иногда водораздел, бассейн реки) - это обычно вся водная область, которая впадает в реку. Обычно название этой области происходит от названия реки или ручейка, который впадает в море. Если Вы не уверены в названии бассейна, спросите у администрации.

7. Место исследования
Опишите местонахождение своими словами
Например: "В парке, южнее моста, где дорога пересекает реку"
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Координаты: 8.Х: ______________________ 9.Y: ___________
х,y - это координаты на Вашей карте

А3. 1. Дата забора воды _____________________ (день-мес-год)
2. Время ___________________________ (т.е. 8.00 до 15.00)
3. Температура воздуха ______________ o С
4. Температура воды ________________ о С

Температуру нужно знать, чтобы знать, каких животных и какие растения можно искать. Когда вода становится холодной, то, например, лягушки прячутся на дно, а рост планктона прекращается намного раньше. Цветение планктона на самом деле не есть цветение, поскольку планктон не является цветущим растением, тем не менее, планктон называют цветущим, когда он так разрастается, что влияет на другие растения и животных. Температура воздуха и воды может быть измерена обычным термометром.


5. Ветер
Характер ветра очень важен. Если ветер дует вдоль озера, то это может привести, к тому, что вода со дна озера поднимется наверх, и вода на поверхности станет холоднее.

Нет ветра Слабый Умеренный Сильный

ветер с __________________

Характер ветра. Определите направление ветра при помощи палки, с привешенной к ней туалетной бумагой (длиной около 0,5 м) или небольшой ленточкой материи. Нет ветра, если ленточка практически не колышется. Сила ветра определяется в соответствии со шкалой: слабый, умеренный или сильный. Слабый ветер поднимает ленточку на угол меньше 30о , средний ветер поднимает ленточку на угол 30-60о,а сильный ветер удерживает ее все время под углом больше 60о Направление ветра можно определить компасом. Достаточно общее направление ветра (С, СЗ, З, ЮЗ, ЮВ, В, СВ).

6. Погода
Погода очень важна, поскольку некоторые животные ведут себя поразному, в зависимости от изменения погоды. Даже чистота воды изменяется, поскольку измерительный диск легче увидеть в ясную погоду.

Солнечно Туманно Дождь Другое ___________
Определите тип погоды; если у Вас есть что добавить, запишите в "Другое"

Б. ОПИСАНИЕ МЕСТНОСТИ
(общая протяженность 500 м)

Б1. Как выглядят берег реки, озера и окрестность

То, как выглядит берег реки или озера, может оказать влияние на многое, так, например, на сколько быстро дождевая вода стечет в воде, какие животные смогут выжить в данной местности и какое может быть значение рН.
Исследуйте местность и отметьте цифрой 1 наиболее характерное, а 2 менее характерное и т.д. Не отмечайте то, что не характерно для вашей местности.


1 Опавшие листья / кусты а. 0-10 м от воды б. 10-50 м от воды
2 Хвойный    
3 Сырая    
4 Луг / пастбище (нетронутое)    
5 Луг, используемый под п.4    
6 Культивирумая земля    
7 Город / общество    
8 Дом отдыха / лагерь    
9 Другое    


Под номером 9 опишите, если оно есть, что-нибудь особенное в вашей местности, т.е. мельница, ручей, дамба.


Б2. Угол наклона береговой линии.
(отметьте галочкой клеточку, соответствующую характеру наклона берега озера или реки на вашем участке)

 

=== 1. Крутой склон

=== 2. Довольно крутой склон

=== 3. Пологий склон

В. МЕСТНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ ( 50 м)

В1. Скорость течения проточной воды
Применимо только к рекам и ручейкам, но можно измерить скорость и на выходе из озера. Скорость течения воды очень важна при определении, какие животные и растения могут жить в воде. Определенные животные просто вымываются, в то время как другие в состоянии остаться на месте. Для растений это означает, что они должны иметь хорошую корневую систему, чтобы прикрепиться ко дну.

1. Ширина течения ___________________________________ дм
Измерьте ширину измерительной лентой.

2. Глубина течения ________________________________ дм
Хорошо использовать палку для измерения глубины воды. Опустите палку в воду, выньте и измерьте намокшую часть. Не вдавливайте палку в дно - измерение будет неправильным.

3. Скорость воды __________________________________ дм в середине течения
Для исследования можно использовать мяч. Отмерьте 10 метров там, где мяч может свободно плыть. Опустите мяч в воду несколько выше по течению от отмеченного места. Измерьте время (в секундах), за которое мяч проплывет 10 метров (100 мд), и разделите на число секунд. Вы узнаете скорость в дм/с.

4. Объемный расход воды ____________________________ л/с
Можно либо рассчитать полный расход, основываясь на предыдущих измерениях, либо измерить расход непосредственно, если течение небольшое. Организатор должен дать более детальные инструкции.

В2. Какое дно в исследуемом месте?
Часть животных и растений адаптируется к условиям жизни на дне, поэтому тип дна определяет, какие растения и животные могут быть найдены здесь. Проводите наблюдения как можно дальше от берега (насколько позволяет ваша обувь). Неплохо иметь перископ или маску, чтобы рассмотреть дно.
Исследуйте дно и отметьте цифрой 1 наиболее характерное, 2 - менее характерное. Не отмечайте то, что не подходит к вашему случаю.

  1. Дно, покрытое живущими растения _________________________
  2. Слой с частично разложившимися
    растениями (обычно листьями) _________________________
  3. Грязь (разложившиеся части растений,
    маслянистая, запах) _________________________
  4. Глина, ил (на ощупь, как тесто,
    склеивается) _________________________
  5. Песок (аналог пляжного песка,
    рассыпается) _________________________
  6. Гравий (2 - 20 мм) _________________________
  7. Камни ( 2 - 20 см) _________________________
  8. Галька, камни _________________________

Г. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

Г1. Какого типа рестения можно найти в озере или реке?
Прогуляйтесь вдоль берега и посмотрите, какие растения Вы можете найти прямо на берегу. Используйте определитель. Запишите. Залезьте в воду. Неплохо иметь маску или перископ для наблюдения за растениями в воде. Возьмите с собой домой экземпляры растений и сравните их с изображениями этих растений в книге. Принесите пробы планктона и изучите их под микроскопом.
Если Вы не можете найти никаких растений, то напишите НЕТ.
Для 5 или меньше заполните ИЗРЕДКА. Для более, чем 5 растений заполните МНОГО. Если число видов, типов в группе 3 или меньше, то заполните НЕМНОГО ВИДОВ/ТИПОВ. Если число видов/типов больше, чем 3, то заполните НЕСКОЛЬКО ВИДОВ/ТИПОВ и напишите, сколько видов/типов Вы нашли.

Группа растений нет изредка много
немного несколько
а. Слегка появляющиеся на поверхности _______
б. Плавающие _______
в. Длинные, погруженные _______
г. Короткие, погруженные _______
д. Мох _______
е. Водоросли _______
ж. Фитопланктон _______
з. Другое _______


Результаты ваших исследований можно рассматривать, как измерение биологической разновидности в вашей местности. Чем больше групп, тем больше число различных типов/видов в каждой группе, что предполагает большое биологическое разнообразие. В вашем случае мы получаем большое биологическое разнообразие, если мы продвигаемся вправо по таблице. Чаще всего, вода с большим биологическим разнообразием лучше противостоит внешнему воздействию.

Г2. Мы составили собственный протокол с нашими растениями. Включили Вы свой вариант в протокол? Решайте сами, какие группы растений Вы хотите включить в протокол. Например, Вы можете найти разделение на группы в книгах по биологии.
Так, Вы изменили образец? Внесли что-то свое?

ДА НЕТ

Г3. Какие виды животных Вы можете найти в озере/реке?
Начните с поиска животных, живущих вблизи и вокруг озера. Отметьте результаты так, чтобы Вы смогли после заполнить протокол. Наверняка, Вы вытащите много другого из воды. Поместите собранных животных в белую миску с чистой водой. Посчитайте их. Постарйтесь рассортировать животных по банкам и определить их при помощи определителя. Принесите домой пробы планктона и изучите.

 

Группа растений нет изредка много
   немного несколько
1 Животные на/над водой     
а. птицы ________
б. водомер ________
в. другие ________
2. Животные в воде        
а. рыбы ________
б. черви ________
в. пиявки ________
г. моллюски, ракушки ________
д. водяные пауки, клещи ________
е. летающие:
- стрекозы ________
- чешуекрылые ________
- поденки ________
- веснянки ________
- личинка веснянки ________
- ручейки ________
ж. москиты, гнус ________
з. лягушки, черепахи, три- тоны ________
и. зоопланктон ________
к. другое ________

Если Вы не можете обнаружить несколько животных в группе, напишите НЕТ. Если меньше 5, напишите ИЗРЕДКА. Если более 5, то заполните МНОГО. Если число типов/видов в группе менее 3, то напишите МАЛО типов/видов. Если число типов/видов больше 3, заполните НЕСКОЛЬКО типов/видов и укажите, сколько типов/видов Вы обнаружили.

Г4. Мы составили свой протокол для животных, а Вы составьте свой. Вы должны сами произвести разделение животных на группы. Вы сделали это?

ДА НЕТ

Личинки переносят подкисление воды и размножаются лучше, когда число их естественных врагов, рыб, уменьшается.

Г5. Мы, как и раньше, составили свой протокол по рыбам. Ну, а Вы? Вообще-то следует включить все существующие и существовавшие в озере/реке виды. Возможно, Вам придется опираться на собственные знания об озере/реке, на опросы людей, которые смогут рассказать о прошлом водоема.
ДА НЕТ

СЕМГА и ФОРЕЛЬ -- два популярных вида для спортивного рыболовства ... (пример)


Д. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ


Д1. Какой тип мусора в исследуемой местности (500м) ? Эта задача включает подсчет, сбор всего мусора в данной местности от 10 м до края берега и настолько в глубь воды, насколько можно. Весь мусор отметьте в протоколе.

  N п/п Вещи, которые мы нашли и считаем мусором Число найденных вещей
1 Обувь, одежда  
2 Бумага, упаковочная бумага, картонные коробки из-под молока и т.д.  
3 Рыболовные сети. снасти, пластиковые бутылки  
4 Машины, механические части, холодильники, автомобили, велосипеды  
5 Автомобильные шины  
6 Жестяные коробки, годные для вторичной переработки  
7 Стеклянные бутылки, годные для вторичной переработки  
8 Пластиковые бутылки, годные для вторичной переработки  
9 Другие предметы:  
а. - текстиль, ткань  
б. - упаковочная бумага, молочные и соковые пакеты  
в. - дерево, сломанная мебель или ее части  
г. - металл, жестянки, трубы, банки (0,33 л)  
д. - асфальт, нефть, бензин, химикаты, краски  
е. - пластик, нейлон, пенопласт, резина, полиэтилен  
ж. - стекло, осколки бутылок и банок  
з. - другое  

Д2. Ну, это наш протокол. Вы сделали свои добавления?

ДАНЕТ

Е. ОПИСАНИЕ ВОДЫ

Е.1 Покрыта ли какая-нибудь часть воды пеной? Вы сами должны это решить. Проточная вода бывает часто покрыта естественной коричневой пеной гумуса. Озерная вода покрывается пеной во время ветра.

ДА НЕТ

Е2. Покрыта ли часть воды нефтяной пленкой? Очень часто на воде, стекающей в водоем с улиц, можно найти нефтяную пленку. Свяжитесь с администрацией города, если хотите знать, из каких именно труб попадает вода в водоем. Иногда поверхность бывает покрыта тонкой пленкой планктона.

ДА НЕТ

Е3. Прозрачность воды.
Найдите самое глубокое место и опускайте в воду диск Секки до тех пор, пока Вы перестанете его видеть. Затем поднимите его так, чтобы он был Вам виден. Отметьте на веревке и измерьте расстояние до диска. Это и есть глубина прозрачности. Если диск виден даже на дне, то отметьте это.

____________________ М Диск виден на дне
Забор воды.
Надо осуществлять на глубине 2 метров, чтобы избежать забора воды с поверхности. Избегайте делать забор воды слишком близко к берегу озера или реки.

Е4. Запах.
Определите по запаху. Сравните с водой из-под крана.

Свежая Застойная Запах нефти Другое

Е5. Цвет.
Определите сами, глядя на воду. Сравните с водой из-под крана. Надеемся, что вода из-под крана в вашей местности может служить для сравнения.
Чистая Желтоватая Коричневатая Другое___________________________________________

Е6. Значение рН.
Используйте полоски-индикаторы или рН-метр для полевых работ.
рН= ______________
(хотя бы с точностью до одной цифры после запятой)

Е7. Проводимость.
Используйте кондуктометр, если он у Вас есть.
_________________ mS/m (милиСиеменс/метр)

Е8. Х П К
Показывает, сколько требуется кислорода для оксиления содержащихся в воде веществ________________ мг О2

Е9. Содеражние фосфатов
Удельное содержание в воде. Можно определить с помощью полосок________________ мг/л

Е10. Содеражние нитратов
Удельное содержание в воде. Можно определить с помощью полосок________________________ мг/л

Заполненные опросники направляются по адресу:
за 1995 год.
Копии отчета будут высланы всем участникам.

Примечание.
Для составления международного отчета "Coastwarch Europe" данные систематических исследований рек и озер направлять по двум адресам:

  1. 188350, Гатчина, Петербургский институт ядерной физики, Экологическое движение "Гатчина - Санкт - Петербург", программа "Школьная экологическая инициатива". Мирошкина С.М.,
    тел. (812-71) 3-92-38, факс: (812-71) 3-92-38 или 3-71-96
  2. 198095 Санкт-Петербург, ул. Ивана Черных, д. 4, Б-410, администратору Международного экологического клуба аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона,
    Сильченко В.Т., тел. 186-56-40

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100