ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО РАБОЧЕГО ЛАБОРАНТ-ЭКОЛОГ"

Александрова Н.М.

Рабочая профессия "лаборант-эколог" зафиксирована в Перечне профессий и специальностей начального и профессионального образования Государственного Стандарта начального и профессионального образования.

В профессию входят несколько специальностей: лаборант по анализу газов и пыли, лаборант полярографист, лаборант пробирного анализа, лаборант микробиолог, лаборант спектрального анализа, лаборант химического анализа, лаборант за контролем состояния окружающей среды, пробоотборщик.

Для овладения профессией "лаборант-эколог" требуется получение среднего общего образования.

Получение профессионального образования "Лаборант-эколог" не означает овладение всеми перечисленными специальностями. Будущий "лаборант-эколог" может получить за время учебы знания и умения по одной или нескольким специальностям из этой группы. Например, по специальности "пробоотборщик" + "лаборант по анализу газов и пыли" или - "лаборант-микробиолог" + "лаборант химико-бактериологического анализа" + "пробоотборщик".

Набор специальностей зависит от научной совместимости знаний и умений будущего рабочего и от социального заказа на конкретную группу специальностей со стороны предприятий.

Ступень квалификации, определенная Стандартом начального профессионального образования для данной профессии 3.

Профессия относится к среднему (полному) уровню общего образования, требуемого для получения профессии.

Несколько десятков учебных заведений профессионально-технического образования в настоящее время ведут подготовку по данной профессии.

Чем осложнена подготовка по новой профессии? Прежде всего, отсутствием необходимой экологической подготовки у преподавателей экологических дисциплин, преподавателей спецтехнологий и у мастеров производственного обучения.

Большинство преподавателей не изучали экологию даже в объеме школьной программы. Поэтому первым и главным условием организации подготовки "лаборантов-экологов" является налаживание системы экологической подготовки преподавательского коллектива учебных заведений. Этим вопросом должны заняться Институт повышения квалификации педагогических работников системы профтехшколы, университеты и учебные институты, в которых имеется опыт преподавания экологических дисциплин.

Вторым и не менее важным условием организации подготовки "лаборантов-экологов" является обеспечение учебного процесса учебниками, учебными пособиями, приборами экологического анализа и химреактивами.

Совершенно ясно, что без перечисленных дидактических материалов невозможно организовать учебный процесс. Практически ни одно учебное заведение сегодня не имеет учебников по экологическим дисциплинам и не укомплектовано базовыми приборами экологического контроля.

Третьим условием организации подготовки "лаборантов-экологов" является обеспечение преподавателей научно-методической литературой, благодаря которой они смогли бы распределить теоретический и лабораторный материал по годам обучения в согласии с будущей специальностью, оформить "экологическую лабораторию".

Плохо оснащены "экологические" аудитории в учебных заведениях дидактическими наглядными пособиями, которые позволили бы учащимся быстрее усвоить теоретический и лабораторный экологический курс.

Все перечисленные недостатки в организации учебы будущего "лаборанта-эколога" мешают подготовке грамотного, конкуренто-способного специалиста-эколога, и не могут быть устранены только на уровне учебных заведений профессионально-технического образования.

В то же время необходимо отметить, что учебные заведения - ПТУ, лицеи, колледжи прилагают максимум усилий для самостоятельной организации подготовки высококвалифицированных рабочих по профессии "лаборант-эколог".

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100