ВЫЯВЛЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ РТУТНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В ШКОЛЬНЫХ И ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Касымов Р.С.

1. Обоснование работ

Ртутное загрязнение окружающей среды является одной из наиболее острых экологических проблем. Широкое применение ртути, ее соединений и приборов с ртутным заполнением в производстве, научно-исследовательских работах, в медицинских, учебных и бытовых измерительных приборах при отсутствии действенной системы контроля привело к тому, что ртутные загрязнения в настоящее время вышли далеко за пределы специфических химических производств и встречаются практически повсеместно, в том числе в жилых домах, школах, детских садах.

Ртуть, ее неорганические и, особенно, органические соединения относятся к чрезвычайно токсичным веществам 1 класса опасности с остронаправленным механизмом воздействия на весь комплекс паренхиматозных органов. Большую угрозу, особенно для растущего детского организма, представляют пары ртути и ее летучие соединения. Экспериментально установлено, что при длительном воздействии даже относительно малых концентраций паров ртути (порядка сотых и тысячных мг/куб.м) наступает поражение нервной системы, снижается иммунитет, происходит неблагоприятное воздействие на репродуктивную функцию, которая напрямую связана со здоровьем будущего поколения.

Вышеизложенные факторы определяют безотлагательную необходимость в проведении соответствующих работ по выявлению и ликвидации ртутных загрязнений, в первую очередь в местах нахождения детей и подростков с достаточным для интоксикации временем пребывания, т.е. в детских дошкольных учреждениях (ДДУ), школах и других учебных заведениях.

Исследования, проведенные в Санкт-Петербурге в последние годы, показали, что в 54% школ и до 30% детских дошкольных учреждений имелись помещения, где содержание паров ртути превышало величину ПДК (0,0003 мг/м3). В ряде случаев концентрации паров ртути превышали величину ПДК, установленную для производственных помещений (0,01 мг/м3), что определяет значительную степень риска для детей и подростков.

В последнее время участились случаи, когда ртуть становится предметом хулиганских действий. Кроме того, в настоящее время, когда средства массовой информации широко обсуждают проблему ртутной опасности, каждый стремится избавиться от всего ртутьсодержащего, что в отсутствии централизованных приемных пунктов приводит к попаданию ртути на свалки, помойки, а оттуда на улицы городов и других населенных пунктов, в здании и помещения. Указанные факторы определяют высокую вероятность попадания ртути в обследованные ранее помещения, в том числе и в те, где производились демеркуризационные работы.

Важным фактором, определяющим необходимость жесткого контроля достоверности и эффективности выполненных ранее работ, является то, что мероприятия по выполнению и ликвидации ртутных загрязнений в школах проводились несколькими организациями, нередко на момент выполнения работ не располагавшими необходимым опытом, методическим и техническим оснащением.

Таким образом, для комплексного решения проблемы ртутных загрязнений в школах и детских дошкольных учреждениях необходимо как завершение работ по обследованию и демеркуризации, так и организация контроля эффективности выполненных ранее мероприятий, предотвращения дальнейших случаев попадания ртути в помещения.

2. Цели и задачи работ

Целью данной программы является обеспечение защиты здоровья детей и персонала детских школьных и дошкольных учреждений от токсичного воздействия паров ртути, обусловленного наличием источников ртутного загрязнения в учебных и жилых помещениях.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы

  1. Обследование школ и детских дошкольных учреждений на содержание паров ртути в воздухе помещений с целью выявления и локализации источников ртутного загрязнения.
  2. Изъятие в школах не предусмотренных учебными программами ртутьсодержащих приборов, металлической ртути и ее химических соединений.
  3. Демеркуризация выявленных в ходе обследования загрязненных ртутью помещений.
  4. Обследование демеркуризированных ранее помещений и периодический контроль содержаний паров ртути в воздухе после демеркуризации с целью определения эффективности проведенных мероприятий.
  5. Выборный контроль состояния обследованных ранее объектов с целью оценки достоверности выполненного обследования, выявления случаев повторного загрязнения и определения видов и объемов необходимых дополнительных работ.
  6. Демеркуризация выявленных повторно загрязненных помещений и помещений с не завершенной ранее демеркуризацией (при обнаружении в ходе контрольного обследования концентраций ртути, превышающих ПДК).

Работы по пунктам 1-3 проводятся в городах Тосно, Гатчине и Гатчинском районе, где обследование и демеркуризационные работы ранее не проводились или проводились только на определенных единичных объектах. В остальных районах выполняются работы по пунктам 4-6.

3. Методика работ

Обследование школ и детских дошкольных учреждений на содержание паров ртути в воздухе с целью выявления источников ртутного загрязнения и последующая демеркуризация загрязненных помещений производятся, по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора, по методикам и под контролем районных СЭС. Приемка помещений после демеркуризации также осуществляется представителями районных СЭС.

По результатам плановых работ по обследованию школ и ДДУ ежемесячно представляется акт выполненных работ в районные СЭС.

Контроль состояния помещений после демеркуризации осуществляется по утвержденной методике обследования с обязательным проведением дополнительных измерений, учитывая положение ликвидированного источ-ника загрязнения и вероятные места вторичного скопления ртути. Измерения в помещениях после демеркуризации производятся не реже 2-х раз в год. В случае обнаружения неликвидированных или повторно принесенных источников загрязнения, создающих превышение ПДК концентрации паров ртути в воздухе, составляются и передаются в СЭС акты контрольного обследования.

Контроль выполненного ранее обследования производится также по согласованной с СЭС методике и предусматривает выполнение повторных измерений в объеме не менее 5% от первичного обследования. В случае проведения первичного обследования в районе несколькими организациями объекты для контроля выбираются таким образом, чтобы контролировались результаты всех исполнителей. При этом основной объем контрольных измерений производится на объектах, обследованных в более ранние сроки. В школах не менее 50% контрольных замеров выполняются в местах наиболее вероятного нахождения пропущенных при первичном обследовании источников загрязнения или повторных загрязнений: кабинетах и лаборантских физики и химии, медкабинетах, местах хранения люминесцентных ламп и т.д.

В случае выявления в ранее обследованных, согласно акту не загрязненных помещениях, концентраций паров ртути, превышающих ПДК, составляется и передается в СЭС акт контрольного обследования. Для выяснения происхождения источника загрязнения (пропущенный при первичном обследовании или повторное загрязнение) производится детальное обследование помещения, полученные данные сравниваются с материалами первичного обследования, затребованными у организаций, проводившей работы.

На основании результатов контрольных исследований по окончании работ в районе составляется краткий информационный отчет, отражающий оценку достоверности обследования и эффективности демеркуризационных мероприятий, проведенных различными организациями; анализ случаев повторного загрязнения (в случае их обнаружения) и рекомендации по их предотвращению; обоснование необходимости и расчет объемов дополнительных работ по обследованию и демеркуризации.

4. Ожидаемые результаты

Главным результатом реализации данной программы будет обеспечение выполнения одного из основных аспектов комплексной программы "Ртуть. Система безопасности" - ликвидации источников ртутного загрязнения в школах и детских дошкольных учреждениях.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100