ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПОСЕЛКЕ ТАЙЦЫ
В.П. Медведев
Государство должно быть заинтересовано в максимально эффективной и продолжительной
трудоспособности членов общества. Между тем у нас в стране показатели здоровья
детей и подростков ухудшаются из года в год. Так: среди старшеклассников г.
Москвы здоровые составляют лишь 8,5% (Г.Н. Сердиковская, 1991 г.), в Санкт-Петербурге
- 1,1% (В.А. Четвериков, 1990 г.). В последние годы в Москве 18,5% абитуриентов
не могли быть зачислены в вузы по состоянию здоровья. Есть основания опасаться,
что занятия в средней школе, сопровождающиеся интенсификацией обучения, могут
отрицательно сказываться на здоровье учащихся. Актуальность этого многократно
возрастает вследствие не благоприятной экологической обстановки.
Реально действующих государственной и муниципальных программ защиты населения
от неблагоприятных факторов окружающей среды в стране нет. В связи с этим остро
необходимы локальные программы, содержащие мероприятия, направленные на противодействие
местным неблагоприятным экологическим факторам.
Такая программа предлагается для улучшения здоровья детей и подростков поселка
Тайцы. В случае успешной реализации она могла бы стать эталоном для множества
аналогичных населенных пунктов.
Цель программы: укрепить соматическое и психическое здоровье детей и подростков,
разработать меры по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей
Среды на их здоровье и работоспособность в процессе обучения.
Программой предусматривается несколько направлений работы: с дошкольниками,
учащимися, родителями, учителями, коллективом школы.
А. Работа с дошкольниками.
- Изучить степень развития и состояние здоровья детей.
- Определить направления неблагоприятного воздействия факторов окружающей Среды
на организм ребенка.
- Исследовать характер питания детей в семье и в детских учреждениях.
- Оценить уровень экологической и валеологической грамотности родителей и работников
детских учреждений.
- Оценить эффективность работы педиатров.
Б. Работа с учащимися.
- Изучить условия обучения, влияющие на состояние здоровья и успеваемость учащихся
(объем и виды учебной нагрузки, сложность программы, объем домашних заданий,
факультативов, гигиенические условия, отдаленность учебного заведения от дома
и прочее).
- Изучить психические особенности детей и подростков.
- Оценить работоспособность, психологический статус, психическое и соматическое
здоровье дошкольников и школьников в процессе обучения (в начале и в конце учебного
года), а также степень его восстановления после летнего отдыха.
- Предложить индивидуальные меры профилактики заболеваний и укрепления здоровья учащихся.
- Разработать индивидуальные рекомендации по восстановлению здоровья на период каникул.
- Повысить экологические и валеологические знания учащихся.
В. Работа с учителями.
- Изучить соматическое здоровье и психологический профиль учителей школы.
- Медико-психологические рекомендации учителям по методике общения с конкретными
учащимися, тренинг коммуникативных способностей учителей.
- Совершенствование знания экологии и валеологии учителями.
Г. Работа с родителями.
- Совершенствование валеологических знаний родителей.
- Воспитательная и просветительная работа с родителями.
Д. Работа со школой.
- Повысить квалификацию медицинских сестер и врачей, участвующих в программе.
- Разработать реабилитационные меры, включающие коррекцию расписания занятий,
изменение режима и рациона питания, оптимизацию физической активности учащихся
и учителей.
Исходя из изложенного, медицинская часть программы должна включать:
- оценки биологического возраста подростка и сопоставление его с календарным,
это позволит выявить весьма распространенные случаи отставания в соматическом
развитии и форсированного развития;
- анамнез жизни;
- анамнез перенесенных заболеваний (выписка из форм 112/у, 26/у, 025/у и 025-1/у,
а также копии справок из стационаров, где лечился обследуемый;
<
- антропометрические данные для оценки физического и полового развития, выявление
дефицита или избыточной массы тела, ожирения;
- компетентный осмотр и опрос ребенка и подростка по методике, разработанной
кафедрой подростковой медицины и валеологии (СПб МАПО).
Обследование должно быть завершено изучением экологически неблагоприятных факторов,
которым ребенок подвергается или подвергался ранее дома или в детских учреждениях.
Сведения об этом будут получены в районном Центре Горсанэпиднадзора Гатчинского
района.
Необходимые данные:
- показатель физического развития;
- стигмы дизэмриогенеза в соединительной ткани;
- вегетологическая характеристика;
- анамнез, включая родовой и перинатальный;
- гинекологический статус;
- социальная характеристика;
- психологический статус;
- сведения об успеваемости, о результатах физической подготовки.
Этапы выполнения программы.
- Разработка методик психологического и медицинского обследования детей и подростков.
- Подготовка анкет и опросников для медицинского и психологического обследования.
- Оценка условий и режима занятий, быта учащихся.
- Изучение соматического и психологического здоровья учителей.
- Разработка типовых заданий - рекомендаций для учащихся и учителей по укреплению
их здоровья на период летних каникул.
- Повторное обследование учащихся для определения степени восстановления их
работоспособности, соматического и психологического здоровья в период летних
каникул.
- Коррекция здоровья преподавателей школы.
- Составление отчета о выполнении программы с обоснованием организационных
и практических мероприятий по укреплению здоровья и повышению работоспособности
учащихся учебных заведений с интенсивным обучением.
Работу целесообразно проводить в следующих взаимосвязанных направлениях:
Школа: |
Внешняя среда |
Семья: |
- психологическое и соматическое здоровье педагогов,
- условия обучения,
- условия пребывания.
|
- здоровье детей и подростков
|
- психологическое и соматическое здоровье родителей,
- гармоничность семьи,
- наследственность
|
Реабилитационные мероприятия
Ожидаемые результаты
- Улучшение экологической обстановки в поселке Тайцы.
- Формирование навыков здорового образа жизни.
- Укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся:
- изучение основ валеологии и оптимизации образа жизни;
- активное лечение хронических заболеваний;
- коррекция психического здоровья;
- подбор коррегирующих очков.
Как итоговый результат - укрепление здоровья, повышение остроты восприятия и умственной
работоспособности учащихся.
- Профилактика и коррекция конфликтных взаимоотношений между учащимися и учителями.