ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПОСЕЛКЕ ТАЙЦЫ

В.П. Медведев

Государство должно быть заинтересовано в максимально эффективной и продолжительной трудоспособности членов общества. Между тем у нас в стране показатели здоровья детей и подростков ухудшаются из года в год. Так: среди старшеклассников г. Москвы здоровые составляют лишь 8,5% (Г.Н. Сердиковская, 1991 г.), в Санкт-Петербурге - 1,1% (В.А. Четвериков, 1990 г.). В последние годы в Москве 18,5% абитуриентов не могли быть зачислены в вузы по состоянию здоровья. Есть основания опасаться, что занятия в средней школе, сопровождающиеся интенсификацией обучения, могут отрицательно сказываться на здоровье учащихся. Актуальность этого многократно возрастает вследствие не благоприятной экологической обстановки.

Реально действующих государственной и муниципальных программ защиты населения от неблагоприятных факторов окружающей среды в стране нет. В связи с этим остро необходимы локальные программы, содержащие мероприятия, направленные на противодействие местным неблагоприятным экологическим факторам.

Такая программа предлагается для улучшения здоровья детей и подростков поселка Тайцы. В случае успешной реализации она могла бы стать эталоном для множества аналогичных населенных пунктов.

Цель программы: укрепить соматическое и психическое здоровье детей и подростков, разработать меры по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей Среды на их здоровье и работоспособность в процессе обучения.

Программой предусматривается несколько направлений работы: с дошкольниками, учащимися, родителями, учителями, коллективом школы.

А. Работа с дошкольниками.

  1. Изучить степень развития и состояние здоровья детей.
  2. Определить направления неблагоприятного воздействия факторов окружающей Среды на организм ребенка.
  3. Исследовать характер питания детей в семье и в детских учреждениях.
  4. Оценить уровень экологической и валеологической грамотности родителей и работников детских учреждений.
  5. Оценить эффективность работы педиатров.

Б. Работа с учащимися.

  1. Изучить условия обучения, влияющие на состояние здоровья и успеваемость учащихся (объем и виды учебной нагрузки, сложность программы, объем домашних заданий, факультативов, гигиенические условия, отдаленность учебного заведения от дома и прочее).
  2. Изучить психические особенности детей и подростков.
  3. Оценить работоспособность, психологический статус, психическое и соматическое здоровье дошкольников и школьников в процессе обучения (в начале и в конце учебного года), а также степень его восстановления после летнего отдыха.
  4. Предложить индивидуальные меры профилактики заболеваний и укрепления здоровья учащихся.
  5. Разработать индивидуальные рекомендации по восстановлению здоровья на период каникул.
  6. Повысить экологические и валеологические знания учащихся.

В. Работа с учителями.

  1. Изучить соматическое здоровье и психологический профиль учителей школы.
  2. Медико-психологические рекомендации учителям по методике общения с конкретными учащимися, тренинг коммуникативных способностей учителей.
  3. Совершенствование знания экологии и валеологии учителями.

Г. Работа с родителями.

  1. Совершенствование валеологических знаний родителей.
  2. Воспитательная и просветительная работа с родителями.

Д. Работа со школой.

  1. Повысить квалификацию медицинских сестер и врачей, участвующих в программе.
  2. Разработать реабилитационные меры, включающие коррекцию расписания занятий, изменение режима и рациона питания, оптимизацию физической активности учащихся и учителей.

Исходя из изложенного, медицинская часть программы должна включать:

Обследование должно быть завершено изучением экологически неблагоприятных факторов, которым ребенок подвергается или подвергался ранее дома или в детских учреждениях. Сведения об этом будут получены в районном Центре Горсанэпиднадзора Гатчинского района.

Необходимые данные:

Этапы выполнения программы.

  1. Разработка методик психологического и медицинского обследования детей и подростков.
  2. Подготовка анкет и опросников для медицинского и психологического обследования.
  3. Оценка условий и режима занятий, быта учащихся.
  4. Изучение соматического и психологического здоровья учителей.
  5. Разработка типовых заданий - рекомендаций для учащихся и учителей по укреплению их здоровья на период летних каникул.
  6. Повторное обследование учащихся для определения степени восстановления их работоспособности, соматического и психологического здоровья в период летних каникул.
  7. Коррекция здоровья преподавателей школы.
  8. Составление отчета о выполнении программы с обоснованием организационных и практических мероприятий по укреплению здоровья и повышению работоспособности учащихся учебных заведений с интенсивным обучением.

Работу целесообразно проводить в следующих взаимосвязанных направлениях:

Школа: Внешняя среда Семья:
  • психологическое и соматическое здоровье педагогов,
  • условия обучения,
  • условия пребывания.
  • здоровье детей и подростков
  • психологическое и соматическое здоровье родителей,
  • гармоничность семьи,
  • наследственность

Реабилитационные мероприятия

Ожидаемые результаты

  1. Улучшение экологической обстановки в поселке Тайцы.
  2. Формирование навыков здорового образа жизни.
  3. Укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся:
    1. изучение основ валеологии и оптимизации образа жизни;
    2. активное лечение хронических заболеваний;
    3. коррекция психического здоровья;
    4. подбор коррегирующих очков.
    Как итоговый результат - укрепление здоровья, повышение остроты восприятия и умственной работоспособности учащихся.
  4. Профилактика и коррекция конфликтных взаимоотношений между учащимися и учителями.

  Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

Powered by Яndex


ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100