Радиационная безопасность как составная часть экологической безопасности.
Эфендиев Ф.Б.
Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной
основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.
Российская Федерация занимает территорию 17 миллионов квадратных километров.
В 1991 году здесь проживало свыше 148 миллионов человек. С запада на восток
Россия протянулась на 10 тысяч километров, с севера на юг на 3-4 тысячи километров
(с учетом арктических островов). На ее пространствах встречаются все природно-климатические
зоны, кроме тропиков. Они включают огромное разнообразие ландшафтов, экологических
систем.
На территории России расположено более 24 тысяч предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоемы. Ежегодно в Российской Федерации улавливается и обезвреживается лишь 76 % от общего количества вредных веществ. Большой урон экосистемам на территории России нанесен ядерными испытаниями. В результате Чернобыльской аварии загрязнены радиоактивными веществами Брянская, Орловская, Калужская и Рязанская области.
В настоящее время более 70 миллионов людей дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами, в пять и более раз превышающими предельно допустимые нормы. Сокращается рождаемость и увеличивается смертность. Каждый десятый ребенок рождается генетически неполноценным, у 45 % призывников выявлены нарушения психики.
Все эти данные о здоровье человека и природы красноречиво свидетельствуют о той непреложной связи, которая существует между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями генетического фонда человека. В чем причины такого состояния общества? Их много, но одна из причин - это преобладание потребительской психологии, представлений о безграничности и неистощимости природных богатств России, слабое развитие экологической культуры общества, пороки экологического воспитания.
Устранение выявленных причин идет медленно и не может удовлетворить сегодняшнее общество. Необходимо повысить внимание государства, правительства к нуждам охраны природной среды. Это касается прежде всего централизованных вложений. Однако одно экономическое обеспечение не решит проблемы. Нужны экономические, административные, правовые средства, стимулирующие природопользователей и хозяйственных субъектов к выполнению требований экологии.
Система таких стимулов закрепляется и реализуется через законодательство. Законы об охране природы, принятые в 50-60-х годах во всех союзных республиках, уже устарели и фактически потеряли силу. Принятием Законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды","О радиационной безопасности населения" устраняется существовавший пробел в законодательстве.
Рассмотрим вопрос о радиационной безопасности как составной части экологической безопасности.
Федеральный закон Российской Федерации "О радиационной безопасности населения", принятый Государственной Думой 5 декабря 1995 года, определяет правовые обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
В статье 3 говорится об основных принципах обеспечения радиационной безопасности (РБ), которыми являются:
Статья 4 гласит, что радиационная безопасность обеспечивается:
В статье 9, говорится о государственном нормировании в области обеспечения радиационной безопасности, а именно:
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения.
Статьи 11 и 12 гласят о производственном и общественном контроле за обеспечением радиационной безопасности на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность с использованием ИИИ.
В Законе Российской Федерации "Об охране окружающей среды" в статье 13 определяются полномочия общественных объединений в области охраны природы и говорится, что экологические общественные объединения имеют право требовать представления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны.
Статья 23 Закона "Право Граждан и общественных объединений на получение информации": "Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием ИИИ, в пределах выполняемых ими функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности".
В статье 50 Закона об охране окружающей среды определяются экологические требования при использовании радиоактивных материалов.
Предприятия, учреждения, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ и других ИИИ, ядерных материалов, не допускать превышения установленных предельно-допустимых норм (ПДН) радиации.
Основными правовыми актами, где определяются экологические требования ко всем, кто использует радиоактивные вещества и другие источники ионизирующего излучения, являются:
Контроль за хранением и использованием радиоактивных материалов ведется Госсанэпиднадзором России и Госатомнадзором России.
Нормы радиационной безопасности устанавливаются Госсанэпиднадзором России.
Разрешение на хранение и использование радиоактивных материалов предприятиями, учреждениями, организациями выдается Госатомнадзором России.
Захоронение радиоактивных отходов производится по разрешению Минэкологии и Госсанэпиднадзора на специально отведенных для этих целей полигонах.
К радиоактивным материалам, согласно ст. 50 Закона "Об охране окружающей среды", относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов, находящихся в любом физическом состоянии в установке или в изделии, либо в другом виде.
Суммарная доза радиоактивного воздействия на человека складывается из 95 % дозы от природных и 5% искусственных источников. В настоящее время практически нет такой отрасли хозяйства, где бы в той или иной форме не использовались радиоактивные материалы.
Все предприятия, связанные с радиоактивными материалами, можно было бы подразделить на четыре группы.
К первой группе относятся ядерно-энергетические установки. В настоящее время в мире работают 431 энергоблок, а также эксплуатируются свыше 500 исследовательских реакторов, в том числе 25 в России и некоторых других странах содружества.
Ко второй группе принадлежат предприятия по разработке ядерного сырья, размещению радиоактивных отходов и выводу из эксплуатации объектов, использующих атомную энергию.
Третью группу предприятий, связанных с работой с радиоактивными материалами, представляют те, которые используют сырье, материалы, иные вещества, отличающиеся высокой степенью радиационного воздействия, - радон в помещениях, некоторые строительные материалы и конструкции, фосфаты, уголь, газ, нефть, тепловая энергетика на каменноугольном топливе.
В четвертую группу входят все остальные предприятия, применяющие радиоактивные материалы.
Находящийся в городе Гатчине и Гатчинском районе исследовательский реактор ВВР-М и строящийся исследовательский реактор ПИК относятся к первой группе.
Ядерный реактор ВВР-М является научно-исследовательским реактором бассейного типа. В качестве замедлителя и теплоносителя используется обычная вода высокой чистоты. Активная зона реактора является мощным источником нейтронного, гамма- и бета-излучения.
Конструкционные материалы, облучаемые образцы, воздушные примеси и газ, пыль, попадающие в поля нейтронного излучения, активируются и в случае выхода из реакторных систем могут представлять серьезную опасность. Радиоактивные газы и аэрозоли, выходя из реакторных систем в системы технологической вентиляции, проходят через фильтры очистки и выбрасываются в атмосферу через трубу вентиляционного центра.
Для постоянного контроля за радиационной обстановкой на территории, где размещен реактор ВВР-М, и вокруг него устанавливается санитарно-защитная зона (СЗЗ) и зона наблюдения (ЗН).
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - территория вокруг учреждения или источника радиоактивного сброса или выброса, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации может превысить предел дозы. В СЗЗ устанавливается режим ограничений и проводится регулярный радиационный контроль.
Размеры СЗЗ определяются на основе расчета дозы внешнего излучения и (или) распространения радиоактивных выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы от всех источников радиоактивного загрязнения с учетом используемой системы очистки выбросов в атмосферу, перспективного увеличения мощности производства, а также метеорологических, гидрологических и экологических факторов. Критерием для установления размеров СЗЗ служат пределы годового поступления (ПГП) радиоактивных веществ через органы дыхания и пищеварения и предел доз внешнего излучения для ограниченной части населения, а также допустимая концентрация радиоактивных веществ в атмосферном воздухе и в воде.
В СЗЗ запрещается размещение жилых зданий, детских учреждений, больниц, санаториев и других оздоровительных учреждений, а также промышленных и подсобных сооружений, не относящихся к учреждению, для которого устанавливается СЗЗ.
Использование земель СЗЗ для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения Главного санитарно-эпидемиологического управления России по согласованию с Министерством сельского хозяйства России.
Вокруг СЗЗ устанавливается зона наблюдения (ЗН) - территория, где возможно влияние радиоактивных сбросов и выбросов учреждения и где облучение проживающего населения может достигать установленного предела доз (ПД). В зоне наблюдения проводится периодический радиационный контроль. Размеры зоны наблюдения при нормальной работе учреждения, как правило, в 3-4 раза больше размеров санитарно-защитной зоны.
Санитарно-защитная зона действующего исследовательского реактора ВВР-М и строящегося исследовательского реактора ПИК в основном совпадают.
СЗЗ реактора ВВР-М (корпус № 1 ПИЯФ РАН им. Б.П. Константинова) составляет территорию радиусом (центром окружности является вентиляционный центр реактора ВВР-М) 1,1 км, согласно заключению 31 Министерства здравоохранения СССР № 69-127 от 17.11.69 года.
СЗЗ вокруг реактора ПИК составляет территорию радиусом 1,0 км (центром окружности является вентиляционный центр реактора ПИК), согласно заключению Министерства здравоохранения СССР № 32-014/251 от 22.04.75 года.
Контроль за радиационной обстановкой в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения ПИЯФ РАН осуществляет группа внешнего дозиметрического контроля Центра радиационной безопасности, согласно Программы радиационного контроля, согласованного с Главным государственным санитарным врачом и утвержденным администрацией ПИЯФ РАН и Техническим управлением Российской Академии наук.
Надзор за выполнением Программы радиационного контроля внешней среды в районе расположения ПИЯФ осуществляет СЭС ЦСМЧ-122 МЗ России и Техническое управление РАН, в адрес которых ежегодно высылается отчет по радиационному контролю внешней среды вокруг ПИЯФ.
Целью радиационного контроля в районе расположения ПИЯФ является получение информации, позволяющей оценить дозу облучения населения, проживающего в пределах зоны наблюдения, за счет радиоактивных веществ, удаляемых во внешнюю среду с техплощадки ПИЯФ, для предотвращения необоснованного облучения этой группы людей.
Кроме того, с целью сравнения проводятся наблюдения за радиационной обстановкой в пункте, расположенном на расстоянии около 30 км с наветренной стороны от ПИЯФ. В районе, где отсутствуют источники локального загрязнения внешней среды радиоактивными веществами, выполняются гамма-съемки по "аварийным маршрутам".
Ежедневно по рабочим дням производится контроль мощности дозы в точках контроля техплощадки ПИЯФ (СЗЗ) и один раз в месяц проводится детальная автомобильная гамма-съемка техплощадки в 24 точках с помощью переносных приборов радиационного контроля.
Один раз в неделю производится автомобильная гамма-съемка города Гатчины, два раза в неделю осуществляется контроль мощности дозы в контрольных точках отбора проб атмосферного воздуха: в районе озера Серебряное и мызы Ивановка.
На территории Гатчинского района (включая ЗН) автомобильная гамма-съемка производится раз в месяц по одному из маршрутов в зависимости от направления ветра в день съемки и один раз в месяц по круговому маршруту. При проведении автомобильной гамма-съемки уровень гамма-излучения измеряется непрерывно с помощью установки для гамма-съемки местности передвижной радиометрической лабораторией, дополнительно и переносными приборами.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что благодаря четко организованному контролю за состоянием радиационной обстановки на территории ПИЯФ, в санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения и контрольных точках за зоной наблюдения Центр радиационного контроля ПИЯФ владеет информацией о состоянии радиационной обстановки на указанных территориях. В отчете о состоянии радиационной обстановки в ПИЯФ за 1996 год, сбросов, выбросов, уровней радиации во внешней среде, превышающих нормативы, а также случаев переоблучения персонала и населения не зафиксировано. Радиационная обстановка на территории ПИЯФ, в санитарно-защитной зоне наблюдения в настоящее время остается нормальной.
Литература:
Перейти к оглавлению | ||||||