ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ—“№, ≈≈ –ќЋ№ » ћ≈—“ќ ¬ –≈Ў≈Ќ»» ѕ–ќЅЋ≈ћџ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я –јƒ»ј÷»ќЌЌќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» Ќј—≈Ћ≈Ќ»я » «јў»“џ ќ –”∆јёў≈… ѕ–»–ќƒЌќ… —–≈ƒџ ќ“ «ј√–я«Ќ≈Ќ»я –јƒ»ќј “»¬Ќџћ» ¬≈ў≈—“¬јћ»

»скандеров ћ. ƒ., академик, доктор военных наук

Уќпределите значени€ слов и
¬ы избавите человечество от
половины его заблужденийФ
(–. ƒекарт, французский
ученый, философ и математик)

„тобы пон€ть и у€снить роль и место общественности в системе обеспечени€ радиационной безопасности населени€ и защиты окружающей природной среды от загр€знени€ радиоактивными веществами в современных услови€х, целесообразно, прежде всего, четко определить содержание наиболее общих, но очень важных научных терминов и пон€тий, таких как общество, общественность, общественное мнение и государство, право и закон.

“акой подход обусловлен, по нашему мнению, несколькими важными обсто€тельствами: во-первых, демократические преобразовани€ в нашей стране вызвали большой интерес и потребность широких слоев общества к более глубокому осознанию и пониманию таких феноменов, как общество и государство, право и закон и их соотношению, во-вторых, сложностью этих научных пон€тий, трудностью их различимости по содержанию и сущности на обыденном уровне знаний, в-третьих, за многие годы в услови€х тоталитарного режима в нашей стране эти пон€ти€ и термины во многих энциклопедических словар€х, научных трудах трактовались многими авторами с односторонней идеологической точки зрени€, чем часто искажалось их истинное научное содержание и сущность.

Ќаиболее общим, центральным системным пон€тием €вл€етс€ пон€тие УобществоФ Ч как совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развити€ всей совокупностью общественных отношений.

ќбщественные отношени€, обусловленные услови€ми совместного проживани€ людей на определенной территории, в стране, могут быть производственными, экономическими, политическими, национальными. ¬ зависимости от характера производственных отношений между отдельными членами общества, различными группами людей теоретически общество прошло несколько этапов развити€: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное и т. д.

ѕон€тие общества примен€етс€ в теории и практике и в узком смысле, и означает добровольные самоуправл€емые формировани€, создаваемые по инициативе граждан, объедин€ющихс€ на основе общности интересов и дл€ реализации общих целей ( Уќбщественное объединениеФ, Уќбщественна€ организаци€Ф и т. д.) ѕон€тие общество €вл€етс€ родовым по отношению к таким пон€ти€м, как общественность, общественное мнение и т. д.

¬ самом широком смысле под общественностью понимаетс€ наиболее активна€ и инициативна€ часть общества, котора€ обычно объедин€етс€ в различные группы, коллективы (собрани€, митинги, общественные организации и т.д.), которые выражают общественное мнение. ѕод общественным мнением понимаетс€ совокупность суждений, оценок различных слоев населени€, социальных, национальных и других групп по вопросам, представл€ющим дл€ них временный или посто€нный интерес, отражающим их отношени€ к проблемам общественности и государственной жизни. ќбщественное мнение по той или иной проблеме может совпадать, а может и не совпадать с мнением официальных государственных должностных лиц или органов государственной власти и местного самоуправлени€.

ќбщество, любое человеческое объединение нуждаетс€ в организации и управлении, ибо оно создаетс€ дл€ решени€ задач и достижени€ целей, непосильных одному человеку. ƒостижение этих целей возможно, если есть дисциплина у людей и кака€-то организационна€ форма, потому что только так можно согласовать волевые действи€ отдельных лиц. »значально в первобытно-общинном строе общества отношени€ между людьми регулировались обыча€ми, то есть исторически сложившимис€ правилами поведени€ людей путем их многократного повторени€ из поколени€ в поколение.

— разделением общественного труда и разложением первобытно-общинного стро€ в обществе возникла потребность в регулировании человеческих отношений на ином, более структурированном системном уровне. “ак возникла специальна€ организационна€ структура, именуема€ государством, как инструмент регулировани€ общественных отношений, и система правил поведени€ людей, именуема€ обществом.

¬ отечественной литературе долгое врем€, по известным субъективным и объективным причинам, господствовал идеологизированный взгл€д на государство и право и их соотношени€. √осударство всегда рассматривалось как политическа€ организаци€ господствующего класса в обществе, служаща€ орудием обеспечени€ его интересов, а право как система норм и правил поведени€ людей, вырабатываемых государством.

ѕри таком подходе упускалась друга€, главна€ сторона государства, как регул€тора общественных отношений, как инструмента, обеспечивающего стабильность, устойчивость и жизнеспособность развити€ общества. ѕраво рассматривалось как система об€зательных правил поведени€, которые устанавливаютс€ и охран€ютс€ государством, при этом затен€лись истинные источники права Ч сам человек, его потребности и интересы, его образ существовани€ и характер естественного развити€.

 ак показывает исторический опыт, государство, как и право, €вл€€сь непременными атрибутами общества, непрерывно наход€тс€ в развитии, как и само общество в целом. »дет постепенный эволюционный переход государства и права от тоталитарных форм их существовани€ к более цивилизованным демократическим формам. –оссийское государство в этом отношении не €вл€етс€ исключением.

Ќа современном этапе считаетс€, что наиболее прогрессивной и демократической формой государства €вл€етс€ Управовое государствоФ, основные принципы которого были системно сформулированы еще древнегреческими философами јристотелем, ѕлатоном, развиты в дальнейшем немецкими философами  антом и √егелем и другими. ¬ насто€щее врем€ эти принципы наход€т все большее отражение в конституци€х и законах (нормативно-правовых актах) –оссии.

—ущность правового государства заключаетс€ в том, что основным регул€тором общественных отношений в обществе становитс€ право, как продукт нормальной естественной жизнеде€тельности человека и человечества, а не государство.

√осударство в своих нормативно-правовых актах («аконах) лишь официально закрепл€ет ѕраво (права и свободы человека), осуществл€ет его практическую реализацию в жизни общества и защиту. Ќеслучайно, что принципы, сформированные в известной всеобщей декларации Уќ правах и свободах человекаФ, прин€той √енеральной ассамблеей ќќЌ
10 декабр€ 1948 года, все больше наход€т отражение в  онституци€х (основных законах) многих цивилизованных демократических государств.

¬ сущности, правовое государство €вл€етс€ всеохватывающей политической организацией в обществе во главе с правительством и его различными органами управлени€, осуществл€ющими государственную власть в стране на основе верховенства демократических законов. У√осударство есть досто€ние народа, но не любое соединение людей, собранных каким-либо образом, а соединение людей, св€занных между собой согласием в вопросах права и общности интересовФ (÷ицерон. Уќ государствеФ). ќсновными признаками (свойствами) правового государства считаетс€: равенство всех членов общества перед законом; равенство и независимость основных ветвей власти в государстве: законодательной, исполнительной, судебной; четкое разделение власти по вершинам от федеральных органов управлени€ до органов местного самоуправлени€; независимость средств массовой информации от государственных органов управлени€; государство подконтрольно обществу, и это право закреплено в законах и другие.

ƒемократическое правовое государство в отличие от тоталитарных форм государства €вл€етс€ более сложной и противоречивой системой. — одной стороны, оно обеспечивает наибольшее количество прав и свобод человеку, а с другой стороны, оно требует от него более сознательного отношени€ и более высокого уровн€ ответственности перед государством.

»сход€ из основных свойств демократического правового государства и определ€етс€ роль и место общественности в регулировании общественных отношений в государстве. “оталитарные формы регулировани€ общественных отношений весьма живучи в российском государстве, и, видимо, прежде чем утверд€тс€ демократические формы регулировани€ общественных отношений, должна произойти не одна смена поколений росси€н, пока –осси€ станет подлинно демократическим и правовым государством. ¬ св€зи с этим перед российской общественностью, как наиболее активной, инициативной и сознательной частью общества, всегда будут сто€ть две основные задачи: перва€Ч это общественный контроль за неукоснительным выполнением государственными органами управлени€ законов –оссийской ‘едерации и втора€ Ч это внесение правосознани€ не только во все слои населени€ –оссии, а и во все органы государственного управлени€, в том числе и местного самоуправлени€.

ѕравосознание Ч это представление людей о существующем государственном законодательстве, законности, правосудии, о правомерном и неправомерном поведении людей. Ёти представлени€ у людей бывают разными, все это зависит от двух основных факторов: первое Ч от уровн€ у них общего и специального знани€ и второе Ч уровн€ их информированности о состо€нии дел.

¬ конце 1995 года 20 окт€бр€ и 5 декабр€ √осударственной думой были впервые в нашей стране прин€ты, соответственно, два важных федеральных закона Уќб использовании атомной энергииФ и Уќ радиационной безопасности населени€Ф. Ёти законы определ€ют правовую основу и принципы регулировани€ отношений, возникающих при использовании атомной энергии в стране. √лавной особенностью этих законов €вл€етс€ то, что они, в первую очередь, нацелены на защиту здоровь€ и жизни людей и охрану окружающей среды их обитани€ и жизнеде€тельности. ¬ этих законах сформулированы основные пон€ти€, принципы и задачи правового регулировани€ в области использовани€ атомной энергии и обеспечени€ радиационной безопасности; определены объекты и виды де€тельности, подлежащие правовому регулированию, а также полномочи€ ѕрезидента, ѕравительства, органов государственной власти –‘, а также субъектов –‘ и органов местного самоуправлени€ в области использовани€ атомной энергии.

¬ажной особенностью вышеуказанных законов €вл€етс€ то, что в них вперные достаточно четко определены права граждан и общественных объединений (организаций) в области использовани€ атомной энергии и обеспечени€ радиационной безопасности, в том числе на получение объективной информации по радиационной безопасности населени€ и защиты окружающей среды от загр€знени€ радиоактивными веществами. ¬ случае неправомерных действий, решений, принимаемых различными организаци€ми, предпри€ти€ми, использующими в своей де€тельности атомную энергию, а также федеральными государственными органами управлени€ или местными органами самоуправлени€, граждане и общественные объединени€ могут обжаловать и потребовать обеспечение их законных прав в судебном пор€дке.

“аким образом, на современном этапе в период становлени€ демократического, правового –оссийского государства роль общественности в де€тельности общества (народа, страны), в обеспечении радиационной безопасности населени€ и защиты окружающей природной среды от ее загр€знени€ радиоактивными веществами особенно велика и ответственна.  роме вышеуказанных федеральных законов, регулирующих правовые отношени€ при использовании атомной энергии, гражданам необходимо знать, что их правовые отношени€ и отношени€ общественности с государственными органами управлени€ и местного самоуправлени€ регулируютс€ такими федеральными законами, как законы Уќб общественных объединени€хФ, Уќб обжаловании действий государственных органовФ.

Ћитература

  1. —татьи 5, 7-13 ‘едерального «акона Уќб общественных объединени€хФ от 14 апрел€ 1995 г.
  2. 2.  озлихин ».ё. У»де€ правового государстваФ (»стори€ и современность). »зд. —ѕб- ”н-т. 1993 г.
  3. 3.  онституци€ –оссийской ‘едерации, раздел 1, главы 1-3. ћ, 1993.
  4. 4.У¬сеобща€ деклараци€ прав и свобод человекаФ прин€та √енеральной јссамблеей ќќЌ 10 декабр€ 1948 года.
  5. 5. Ућеждународный пакт о гражданских и политических правахФ прин€т на XXI √енеральной јссамблеи ќќЌ 16 декабр€ 1966 года.
      ѕерейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

    Powered by яndex


    ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100