ОТЗЫВ НА КНИГУ "ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ".
Выпуск 3
Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварией, катастрофами или стихийными бедствиями.
Природоохранительные отношения в Российской Федерации регулируются Законами об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о радиационной защите населения и другими.
Задачей природоохранительного законодательства является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений.
При осуществлении различного вида хозяйственной, управленческой и иной деятельности ее участники независимо от форм собственности обязаны руководствоваться такими основными принципами:
Наше государство гарантирует гражданам, экологическим объединениям возможность реализации представленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в ее составе. С этой целью предусмотрено обязательное проведение экспертиз при принятии решений на проектирование, строительство различного рода объектов, а также разработка обосновывающих проектных документов, при этом особое внимание должно обращаться на использование экологически чистых технологий, обеспечение соблюдения установленных норм качества окружающей среды. В последние годы, как результат последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, приобрели большое значение вопросы обеспечения ядерно - радиационной безопасности населения. Основная цель - обеспечение защиты от ионизирующего излучения как отдельных лиц, так и их потомства и человечества в целом, защита среды его обитания от радиоактивного заражения.
Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам человека и объектам безопасности являются основными функциями разрабатываемых систем безопасности, функционирование которых должно находиться под государственным, ведомственно - производственным, общественным контролями.
Наличие природоохранительного законодательства, контроль за его безусловным исполнением являются основной гарантией прав населения на приемлемые условия его проживания: окружающую природную среду, условия труда, быта, отдыха, обучения, воспитания, потребляемую или используемую продукцию производств, питание.
Таким образом, большой спектр задач и их практических решений в области экологического благополучия населения России требует не только знания предмета экологии, но и правовую подготовку, знаний по проведению организационно - технических мер в этой области.
Все вместе взятое предполагает прежде всего создание в стране системы обязательного экологического образования, начиная со школьной скамьи.
Исходя из вышеизложенного, программа "Школьная экологическая инициатива", представленная к реализации в Гатчинском регионе среди школьников, является сама по себе в России явлением уникальным. Пять лет назад впервые патриотами - экологами были обозначены задачи и методы начального экологического образования подрастающего поколения (а вместе с ним жителей и работников административных органов г. Гатчины и Гатчинского района). В этом направлении за прошедший период достигнут определенный прогресс. Прежде всего школьное экологическое образование получило признание и поддержку как в школьных, так и управленческих структурах, у научной общественности.
Впервые проведен и систематизирован целый спектр мероприятий, исследований, в том числе источников техногенной опасности в городе и на территории района, сделана попытка определения их влияния на здоровье человека и, что является особо важным, выявлено, но пока в отдельных случаях, влияние среды обитания человека на его физическое состояние.
Предлагаемые читателю материалы сборника " ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ " (выпуск третий, 1996 год) являются результатом большой работы по исследованиям школьниками, как в процессе учебы, так и в экологическом летнем лагере "ЭКО - 96", территорий г. Гатчины и района.
Полученные практические результаты по растительному, животному миру, водной среде, экологическому состоянию Гатчинского Дворцового парка, фрагментам лекарственных растений, радиационной обстановке в регионе и самим источникам ионизирующих излучений. другим экологическим направлениям, что особо важно, выходят за рамки школьного образования и могут иметь практические рекомендации для принятия мер административными органами.
Представленные в сборнике проблемные материалы по загрязнениям окружающей среды, атмосферы, питьевой воды, по всевозможным свалкам и другим аспектам экологической безопасности населения Гатчинского региона сами по себе настолько значимы, что выходят за рамки исследований школьников и могут являться не только хорошим подарком к 200-летию г. Гатчины его юных жителей, но и базовой основой для передачи опыта работ по экологической тематике другим регионам.
В данном сборнике обобщены результаты практических работ и исследований по программе "Школьная экологическая инициатива" в рамках Общероссийских "Дней защиты от экологической опасности" и в летнем экологическом лагере "ЭКО-96", где занимались школьники города Гатчины и Гатчинского района, девиз лагеря "ЭКОЛОГИЯ. БЕЗОПАСНОСТЬ. ЖИЗНЬ".
Экспериментальную площадку для научных исследований для школьников предоставили Петербургский институт ядерной физики, Северо-Европейский округ Госатомнадзора России, Гатчинский районный и городской Центры Госсанэпиднадзора. В летнем экологическом лагере школьники смогли детально ознакомиться с экологической обстановкой региона, историей парков, со здоровьем населения в городе Гатчине и районе, провели полевые исследования по контролю вредных факторов и участвовали в играх по обучению школьников мерам безопасности при авариях техногенного и природного характера.
Заслуживает внимания и поддержки выход исследований школьников на компьютерные программы, карты медико - биологических результатов, понимание ими важности этих работ для здоровья человека и общества в целом.
Считал бы необходимым воздать должное энтузиазму главного инициатора и организатора постановки и претворения в жизнь программы "Школьная экологическая инициатива" Мирошкиной Стелле Марковне. Данный сборник может быть полезным пособием в школьном экологическом образовании, а также для специалистов и органов власти регионального, местного самоуправления, что особенно важно в связи с демократизацией Российского общества и повышением роли общественности в решении вопросов охраны здоровья человека и среды его обитания, как впервые обобщенный некоторый опыт в этом направлении, являющийся базовой основой для проведения дальнейших работ.
Профессор, академик МАНЭБ А.И. Ветютнев
Перейти к оглавлению | ||||||