Интегральные факторы риска и обеспечение экологической безопасности населения в г.Гатчине и Гатчинском районе.
Авторы работ: Советов Сергей (11 кл. ), Бухвалов Юрий (8 кл. ), Завьялов Михаил (9 кл.), Бутянов Михаил (8 кл. ), Иванов Андрей (8 кл. ), Региональный центр экологического образования и воспитания экополигона " Чистая Ижора", г. Гатчина, Бондаренко Александр (10 кл. ), средняя школа №9, г. Гатчина, Макаров Илья (9 кл.) и Бабаков Андрей (9 кл. ), муниципальная гимназия, г. Гатчина, Анникова Оксана (9 кл.) и Данько Анна (9 кл. ), пригородная школа, пос. Новый Свет
Компьютерная графика: Советов Сергей (11 кл.), Бухвалов Юрий (8 кл.), Завьялов Михаил (9 кл.), Региональный центр экологического образования и воспитания экоолигона " Чистая Ижора", г. Гатчина, Бондаренко Александр (10 кл. ), средняя школа №9, г. Гатчина, Макаров Илья ( 9 кл. ), муниципальная гимназия №9, г. Гатчина
Руководители работы:Мирошкина С. М., Вижуткина Л. П., Красильников Ю. А., Искандеров М. Д.. Родионов А. А., Миронов Ю. Т.
Наш девиз: "Экология. Безопасность. Жизнь."- группа "Остановить катастрофы!"
Первые шаги на пути устойчивого обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в г. Гатчине и в Гатчинском районе - это изучение местных территориальных факторов риска. При авариях на наших промышленных предприятиях и объектах возникает реальная угроза для населения, характер и значимость (масштаб) такой угрозы - опасность
Последующие шаги - упреждающее информационное "аварийное" обеспечение населения (пути предупреждения радиационной аварии, действия в случае аварии регионального масштаба и т.п.).
Для удобства представим интегральные факторы риска в Гатчине и Гатчинском районе в виде таблицы.
Принятые в таблице 1 условные обозначения:
Таблица 1.
1. Интегральные факторы риска для г. Гатчины и Гатчинского района
№ п/п | Учтенные виды опасности | г. Гатчина | Гатчинский район |
---|---|---|---|
1. | Химическая опасность | + | + |
2. | Радиационная опасность | + | + |
3. | Ртутная опасность | + | не исследована |
4. | Биологическая опасность | не исследована | не исследована |
5. | Складирование, перевозка радиоактивных отходов | + | + |
6. | Радоновая опасность | + | не исследована |
7. | Аварии на особоопасных объектах: - ЛАЭС - реактор ВВР-М - хранилище хлора - хранилище аммиака | + | + |
8. | Аварии на промышленных предприятиях общего профиля | + | + |
9. | Аварии на подземных газовых хранилищах, на нефтебазах и трубопроводах | + | + |
10. | Аварии на железных и автомобильных дорогах | + | + |
11. | Инфекционные заболевания, эпидемии | + | + |
12. | Качество питьевой воды | + | + |
13. | Складирование промышленных и бытовых отходов | + | + |
14. | Пожар | + | + |
15. | Наводнение | - | + |
В таблице 1 учтены основные виды опасности на территории г. Гатчины и Гатчинского района. Рассмотрим некоторые из них более подробно и, в частности, их территориальное распределение.
2. Взрыво- и пожароопасные промышленные предприятия и объекты
Взрыв и пожар на взрыво- и пожароопасных производствах может сопровождаться материальным и моральным ущербом и реальной угрозой для жизни.
Предприятия этого типа (преимущественно пожароопасные) представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Взрыво- и пожароопасные промышленные предприятия и объекты в г. Гатчине и Гатчинском районе
Наименование предприятия | Адрес предприятия | |
---|---|---|
1. | Гатчинский ДСК | г. Гатчина, Промзона 1 |
2. | Мебельный комбинат | г. Гатчина, ул. Солодухина, 2 |
3. | Гатчинамежрайгаз | г. Гатчина, ул. Лейтенанта Шмидта, 16 |
4. | Нефтебаза | г. Гатчина, ул. Киевская, 65 |
5. | Лесокомбинат | Гатчинский район, пос. Вырица |
6. | АО "Бумажная фабрика" | Гатчинский район, г. Коммунар,ул. Фабричная, 1 |
7. | АООТ "СПб Картонно - полиграфический комбинат" | Гатчинский район, г. Коммунар, ул. Школьная, 22 |
8. | Комбинат "Нева" | Гатчинский район, пос. Дружная Горка |
9. | Комбикормовый завод | Гатчинский район, деревня Малые Колпаны |
10. | Народное предприятие "Фанема" | Гатчинский район, деревня Семрин |
11. | Подземгаз | Гатчинский район, деревня Лядино |
Для наглядности представим территориальное распределение пожароопасных промышленных предприятий на электронной карте № 1
В связи с отсутствием доступного картографического материала, учитывающего последние изменения в административном делении Гатчинского района, при составлении электронной карты (здесь и далее) использованы материалы прежних лет издания.
Карта № 1. Взрыво- и пожароопасные промышленные предприятия и объекты в г. Гатчине и Гатчинском районе
Номера взрыво- и пожароопасных объектов смотри в таблице № 2. Электронную карту № 1 выполнил Советов Сергей.
Кроме пожаров на производстве, очень часто пожары бывают в быту: дома, на даче. Они приносят людям, как материальный так и моральный ущерб. Но если придерживаться некоторых простых правил, вероятность пожара можно значительно снизить. Вот наши советы жителям г. Гатчины и Гатчинского района:
3. Опасные и особоопасные объекты
Опасные и особоопасные для г. Гатчины и Гатчинского района объекты представлены в таблице 3 и, для наглядности - электронной карте № 2, вид которой представлен ниже. Электронную карту выполнил Бондаренко Александр.
Таблица 3.
Опасные и особоопасные объекты города Гатчины
№ п/п | Наименование предприятия | Адрес предприятия |
---|---|---|
1. | Гатчинский филиал Московской плодоовощной базы | Гатчина, ул. Ополченцев - Балтийцев, 53 |
2. | Молокозавод | Гатчина, пр. 25 Октября, 2а |
3. | Гатчинамежрайгаз | Гатчина, ул. Лейтенанта Шмидта, 16 |
4. | Мебельный комбинат | Гатчина, ул. Солодухина, 2 |
5. | Гатчинский ДСК | Гатчина, Промзона №1 |
6. | Нефтебаза | Гатчина, Киевское шоссе, 6 |
7. | Петербургский институт ядерной физики РАН | Гатчина, Орлова роща, 5 |
8. | МП "Водоканал", Очистные сооружения | Гатчинский район, д. Вайялово |
9. | Ленинградская атомная станция (ЛАЭС) | г. Сосновый Бор |
Карта № 2. Опасные и особоопасные для города Гатчины объекты
4. Химически- и радиационноопасные объекты
Химически- и радиационноопасные для г. Гатчины и Гатчинского района объекты сгруппированы в таблице 4 и на электронной карте № 3.
Электронную карту выполнил Советов Сергей.
Таблица 4.
Химически- и радиационноопасные для г. Гатчины объекты
Наименование предприятия | Адрес предприятия | Опасность | |
---|---|---|---|
Химически - опасные объекты | |||
1 | МП "Водоканал" | Гатчинский район, Вайялово | хлор, 40т |
2 | Гатчинский филиал Московской плодоовощной базы | Гатчина, ул. Ополченцев - Балтийцев, 53 | аммиак, 10т. |
3 | Молокозавод | Гатчина, пр. 25 Октября, 2а | аммиак, 1т. |
4 | Птицефабрика | Гатчинский район, пос. Пудость | хлор, 5т. |
5 | Бумажная фабрика | Гатчинский район, г. Коммунар, ул. Фабричная 1 | хлор, 3т. |
6 | Санкт-Петербургский картонно - полиграфический комбинат | Гатчинский район, г. Коммунар, ул. Школьная, 22 | хлор, 3т. |
Радиационно - опасные объекты | |||
7 | Петербургский институт ядерной физики | Гатчина. Орлова роща, 5 | реактор ВВР - М |
8 | Ленинградская атомная станция | г. Сосновый бор | 4 реактора РБМК |
Карта № 3. Химически- и радиационноопасные для г. Гатчины и района объекты
5. Радиационная опасность
Радиационная опасность для населения и окружающей среды в г. Гатчине и Гатчинском районе связана с существованием на территории Гатчинского района таких объектов, как ПИЯФ РАН (реактор ВВР-М, мощностью 18 МВт) и находящейся в 40 километрах от г. Гатчины ЛАЭС (4 реактора РБМК, мощностью 1000 Мвт каждый). Кроме того, в Гатчине достаточно много предприятий, использующих радиоактивные вещества (РВ) и другие источники ионизирующего излучения (ИИИ). Все они представлены в таблице № 5, а их территориальное размещение - на электронной карте № 4. Карту выполнил Советов Сергей.
Таблица 5.
Предприятия г. Гатчины, использующие в своей работе РВ и другие ИИИ
№ | Наименование предприятия | Характер деятельности предприятия | Адрес |
---|---|---|---|
1. | ПИЯФ РАН | Научно-исследовательские работы (НИР) | Гатчина, Орлова роща |
2. | НПО "Радиевый институт" | НИР | Гатчина, Орлова роща |
3. | ЦНИИ КМ "Прометей" | НИР | Гатчина, Орлова роща |
4. | ЦНИРРИ, Отделение протонной терапии | НИР | Гатчина, Орлова роща |
5. | ЦНИИ КМ "Прометей" | НИР | Мариенбург, Промзона 2 |
6. | НПО "Ленинец" | Приборостроение | Гатчина, ул. 120-й Гатчинской Дивизии |
7. | ЭМЗ "Буревестник" | Приборостроение | Гатчина, ул. Соборная, 1 |
8. | НПО "Азимут" | НИР | Гатчина, Промзона 1 |
9. | Взрослая поликлиника | Диагностика | Гатчина, ул. Урицкого, 1 |
10. | Детская поликлиника | Диагностика | Гатчина, ул. Хохлова, 1 |
11. | в/ч 15087 | НИР | Гатчина |
Примечание: Для г. Гатчины и Гатчинского района наиболее потенциально опасны аварии на ядерных реакторах ЛАЭС и ПИЯФ РАН.
Карта № 4. Предприятия г. Гатчины, использующие РВ и другие ИИИ
Как можно видеть, в Гатчине значительное число предприятий радиационноопасного профиля, поэтому мы решили включить в этот раздел в виде приложения отдельные фрагменты Законодательства по обеспечению радиационной безопасности населения в части, касающейся населения и общественных объединений, для того чтобы жители г. Гатчины и района знали свои права и обязанности, оговоренные законом.
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О радиационной безопасности населения"
Принят Государственной Думой | 5 декабря 1995 года. |
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Рассмотрим некоторые главы этого закона, которые необходимо знать общественности и населению. Начнем изучение закона с основных понятий.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия:
Наши комментарии: в ПИЯФ РАН для постоянного контроля
за радиационной обстановкой территории, на которой расположены реакторы: действующий -
ВВР-М (корпус 1) и строящийся реактор ПИК, установлены санитарно-защитная зона (
СЗЗ) и зона наблюдения (ЗН).
Санитарно-защитная зона вокруг реактора ВВР-М и
строящегося реактора ПИК в основном совпадают. Санитарно-защитная зона вокруг реактора
ВВР-М, согласно заключению № 31 Министерства Здравоохранения СССР № 69-127 от
17.11.69 года, занимает территорию радиусом 1.1 км (считая от трубы вентцентра реактора).
Вокруг СЗЗ устанавливается зона наблюдения(ЗН), размеры которой, как правило, в 3-4 раза
больше размеров СЗЗ.
В ПИЯФ РАН радиационный контроль на территории СЗ и ЗН проводится сотрудниками
отдела радиационной безопасности.
Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспе чению радиационной безопасности;
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности
Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности
Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности
Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществляют общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности
Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгено-радиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность
Граждане Роcсийской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации
Статья 25. Социальная защита граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законом.
Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков
Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:
2. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"Об использовании атомной энергии"
Глава III. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
Статья 13. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на получение информации в области использования атомной энергии
Организации, в том числе общественные организации (объединения), и граждане имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Граждане имеют право бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации.
Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами здравоохранения.
За отказ от представления информации, за умышленное искажение или за утаивание объективных данных по вопросам безопасности при использовании атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций(объединений), и средств массовой информации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на посещение в ознакомительных целях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Порядок посещения объектов использования атомной энергии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Права организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан на участие в формировании политики в области использования атомной энергии
Организации, в том числе общественные организации (объединения) и граждане имеют право на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения, обязаны в пределах своей компетенции проводить с участием организаций, в том числе общественных организаций (объединений), и граждан обсуждение вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии.
По результатам такого обсуждения соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают решения, которые подлежат обязательному опубликованию в официальном печатном органе. Эти решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими или юридическими лицами, чьи права и охраняемые законом интересы могут быть нарушены.
Организации, в том числе общественные организации (объединения), имеют право рекомендовать своих представителей для участия в экспертизах ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на стадии их размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
Статья 15. Право граждан на возмещение убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием при использовании атомной энергии
Граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков и вреда в полном объеме в соответствии со статьями 53-60 настоящего Федерального закона и другими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 17. Меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
Граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, имеют право на социально-экономические компенсации за дополнительные факторы риска или за особые условия проживания, осуществления трудовой деятельности или прохождения военной службы.
Виды, размеры представления указанных компенсаций и меры по социальной защите граждан в зависимости от типа и характеристик безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются Федеральным законом.
Порядок предоставления указанных компенсаций и меры по социальной защите граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Страхование граждан Российской Федерации от риска радиационного воздействия при использовании атомной энергии
Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии.
Гражданам Российской Федерации обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования производятся независимо от выплаты сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.
Порядок и условия страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Права граждан при проведении медицинских процедур с применением ионизирующего излучения
Гражданину по его требованию предоставляется полная информация о величине планируемой и фактически полученной им дозы при обследовании или лечении. Право на принятие решения о применении ионизирующего излучения в ходе проведения медицинских процедур предоставляется гражданину или его законному представителю.
6. Общественный радиационный мониторинг
Практические измерения радиационной обстановки в г. Гатчина и Гатчинском районе проводились как в закрытых помещениях (в здании муниципальной гимназии), так и на местности в поселках Тайцы и Новый Свет.
Результаты измерений мощности эквивалентной дозы (МЭД) в виде (H*102) мкЗв/час представлены в таблицах 6, 7 и в тексте.
Таблица 6.
Контроль радиационной обстановки в муниципальной гимназии, г. Гатчины
№ точки измерения | Назначение кабинета | Номер измерения по порядку | Среднее значение | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | |||
1. | Лестница между 1 и 2 этажом | 11 | 13 | 12 | 15 | 11 | 12.4 |
2. | Коридор 1 - го этажа | 18 | 10 | 22 | 14 | 22 | 17.2 |
3. | Медицинский кабинет | 24 | 21 | 14 | 16 | 10 | 17.0 |
4. | Вестибюль | 21 | 11 | 23 | 19 | 16 | 18.0 |
5. | Гардероб | 9 | 21 | 17 | 17 | 23 | 17.4 |
6. | Буфет | 22 | 15 | 9 | 13 | 12 | 14.2 |
7. | Раздевалка (физкультура) | 9 | 13 | 17 | 10 | 13 | 12.4 |
8. | Библиотека | 20 | 17 | 16 | 14 | 24 | 18.2 |
9. | Математика № 13 | 10 | 12 | 18 | 14 | 12 | 13.2 |
10. | Актовый зал | 21 | 19 | 20 | 21 | 18 | 19.8 |
11. | Спортивный зал | 18 | 16 | 20 | 14 | 26 | 18.8 |
12. | Танцевальный зал | 18 | 20 | 21 | 13 | 12 | 16.8 |
13. | Математика № 17 | 20 | 11 | 15 | 24 | 18 | 18.6 |
14. | Начальный класс № 18 | 17 | 9 | 18 | 22 | 18 | 16.8 |
15. | Начальный класс № 19 | 13 | 13 | 23 | 22 | 13 | 16.8 |
16. | Изобразительное искусство № 20 | 22 | 16 | 21 | 23 | 19 | 20.2 |
17. | Музыка | 17 | 15 | 15 | 18 | 22 | 17.4 |
18. | Кабинет завуча | 17 | 21 | 20 | 25 | 12 | 19.0 |
19. | Начальный класс № 23 | 22 | 17 | 18 | 20 | 22 | 19.8 |
20. | Начальный класс № 24 | 15 | 20 | 14 | 18 | 17 | 16.8 |
21. | Начальный класс № 25 | 14 | 17 | 11 | 11 | 21 | 14.8 |
22. | Начальный класс № 26 | 17 | 16 | 20 | 13 | 19 | 17.0 |
23. | Канцелярия | 16 | 16 | 15 | 16 | 10 | 14.6 |
24. | Кабинет директора | 12 | 18 | 20 | 11 | 13 | 14.8 |
25. | Методический кабинет | 17 | 20 | 17 | 11 | 19 | 16.8 |
26. | История № 30 | 9 | 19 | 9 | 11 | 10 | 11.6 |
27. | Рекреация 2 - го этажа | 14 | 13 | 18 | 11 | 9 | 13.0 |
28. | Малый зал 2 - го этажа | 20 | 26 | 21 | 23 | 18 | 21.6 |
29. | Малый коридор 2 - го этажа | 18 | 15 | 18 | 19 | 21 | 18.2 |
30. | Лестница между 2 и 3 этажом | 23 | 12 | 10 | 14 | 18 | 15.4 |
31. | Математика № 33 | 12 | 19 | 11 | 17 | 16 | 15.0 |
32. | История № 34 | 23 | 14 | 15 | 19 | 21 | 18.8 |
33. | Русский язык № 35 | 12 | 18 | 22 | 15 | 19 | 17.2 |
34. | История № 36 | 18 | 29 | 14 | 11 | 17 | 17.8 |
35. | География № 37 | 19 | 15 | 17 | 19 | 16 | 17.2 |
36. | Физика № 38 | 7 | 21 | 19 | 23 | 13 | 16.6 |
37. | Психология № 39 | 16 | 12 | 17 | 19 | 15 | 15.8 |
38. | Английский язык № 40 | 26 | 15 | 27 | 14 | 15 | 19.4 |
39. | Английский язык № 41 | 21 | 10 | 17 | 19 | 15 | 16.4 |
40. | Лаборантская химии | 11 | 18 | 22 | 11 | 17 | 15.8 |
41. | Химия № 43 | 18 | 15 | 12 | 25 | 19 | 17.8 |
42. | Информатика № 44 | 25 | 27 | 19 | 18 | 19 | 21.6 |
43. | Русский язык № 45 | 17 | 25 | 27 | 13 | 20 | 20.4 |
44. | Биология № 46 | 14 | 23 | 16 | 14 | 12 | 15.8 |
45. | Учительская | 15 | 13 | 22 | 13 | 16 | 15.8 |
46. | Туалет (М) № 49 | 19 | 17 | 20 | 14 | 19 | 17.8 |
47. | Столярная мастерская | 10 | 13 | 11 | 20 | 8 | 12.4 |
48. | Слесарная мастерская | 14 | 17 | 15 | 13 | 22 | 16.2 |
49. | Кабинет домоводства | 24 | 15 | 13 | 22 | 17 | 18.2 |
50. | Немецкий язык № 1 | 11 | 17 | 15 | 16 | 8 | 13.4 |
51. | Рекреация 3 - го этажа | 17 | 24 | 15 | 26 | 18 | 20.0 |
52. | Малый зал 3 - го этажа | 20 | 13 | 12 | 15 | 26 | 18.9 |
Примечание: контроль проводили Макаров Илья и Бабаков Андрей в ноябре 1996 года, использовался дозиметр РКСБ-04.
Вывод: Радиационный фон находится в пределах нормы. Лишь в трех помещениях (№ 20, № 44, № 45) среднее значение МЭД незначительно превышает оптимальный уровень фонового излучения в Гатчине. В целом, в здании муниципальной гимназии радиационная обстановка нормальная.
Таблица 7.
Контроль радиационной обстановки в поселке Тайцы
№ | Место измерения | Результат измерения | Среднее значение, ±Δ | Использование результатов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | ||||
1. | Ул. Санаторская \ ж.д. | 7 | 11 | 16 | 8 | 14 | 11±3 | Независимая |
2. | Въезд со стороны Гатчины | 19 | 21 | 15 | 15 | 18 | 16±2.4 | общественная |
3. | Ул. Карьерная, д. 1 | 15 | 14 | 14 | 16 | 21 | 16±2 | оценка |
4. | Ул. Карьерная, д. 1 (с др. стороны) | 14 | 15 | 14 | 16 | 12 | 14±1 | радиационной |
5. | Въезд со стороны Тихвинки | 18 | 21 | 18 | 21 | 15 | 19±2 | обстановки в |
6. | Остановка на ул. Песочной | 28 | 18 | 21 | 29 | 20 | 23±4.2 | поселке |
7. | Ул. Октябрьская, д. 12 | 15 | 13 | 8 | 24 | 31 | 15±6.9 | |
8. | Ул. Островского, д. 19 | 19 | 13 | 9 | 15 | 10 | 13±3 | |
9. | Свалка за магазином “Культтовары” | 17 | 22 | 9 | 16 | 23 | 17±4 | |
10. | Ул. Юного Ленинца / пер. Советский | 12 | 22 | 13 | 10 | 12 | 14±3.6 | |
11. | Ул. Комсомольская / ул. Юного Ленинца | 14 | 19 | 16 | 13 | 16 | 16±1.7 | |
12. | Конец ул. Юного Ленинца | 14 | 15 | 17 | 15 | 13 | 15±1 |
Примечание: Измерения проводили Бухвалов Юрий, Советов Сергей, Завьялов Михаил в июне 1996 года. Использовался дозиметр ИРД-02Б1.
Контроль радиационной обстановки в поселке Новый Свет
Всякому человеку интересно узнать, в какой среде он живет. Какую пьет воду, каким воздухом дышит, в порядке ли радиационный фон. Именно последнее мы (Анискина Оксана и Данько Анна) и решили узнать. Для этого воспользовались дозиметром ИРД-02Б1. Всего было сделано 10 измерений. В целом радиационный фон в п. Новый свет не превышает 0,30 мкЗв/ч. Но если говорить точнее, то на главной улице, где интенсивное движение, радиационный фон составляет 0,29 мкЗв/ч. Насколько нам известно, это не опасно, но превышает оптимальный для нашего региона уровень фона 0,20 мкЗв/ч. На спортивной площадке, во дворах домов, в детских садах - в общем там, где играют дети и где машины ездят не так часто, как на главной дороге, радиационный фон составлял около 0,21 мкЗв/ч. Для сравнения мы провели измерения в том месте, где машины не ездят совсем. Это место окружено домами. Так вот, в этом месте радиационный фон составляет 0,16 мкЗв/ч. Это самое маленькое показание во всем поселке на момент измерений.
Таким способом мы узнали, что радиационный фон в поселке Новый Свет практически нормальный, но решили продолжать общественный мониторинг, т.к. на территории г. Гатчины есть радиационноопасные объекты и предприятия, использующие РВ.
7. Эпидемии
Что является распространителем различных микробов ?
Во-первых, источник микробов - это неухоженные мусорные баки, не удовлетворяющие санитарным требованиям, и нелегальные "дикие" свалки мусора.
Во-вторых - это выброшенные хозяевами на улицу собаки, бездомные кошки и расплодившиеся грызуны, все они - переносчики инфекций. Результат сложения первого и второго - рост инфекционных заболеваний в Гатчине. Для того, чтобы предотвратить дальнейший рост числа заболеваний и поставить профилактический заслон на пути возможных эпидемий, городским и районным органам Госсанэпиднадзора и Гатчинским ветслужбам нужно срочно принять меры по уменьшению числа бездомных животных. Нужно, чтобы жилищно-коммунальные хозяйства провели санитарную обработку подвалов жилых домов и строго следили за своевременным вывозом мусора, пищевых и других бытовых отходов.
8. Предложения группы "За жизнь без катастроф"
СПРАВКА
Таблица 8.
Предприятия г. Гатчины, у которых не выдержаны размеры
санитарно-защитной зоны (по данным ГГЦСЭН)
№ п/п | Наименование предприятия | Ширина СЗЗ (в метрах) |
---|---|---|
1. | Завод "Буревестник" | 300 |
2. | Завод " Гатчинсельмаш " | 300 |
3. | Трикотажная фабрика | 50 |
4. | Мебельный комбинат | 50 |
5. | Завод "Авангард" | 50 |
6. | ГПАП | 100 |
7. | в/ч 36991 з-д № 157 Док | 50-500 |
8. | УПП | 50 |
9. | Типография | 50 |
10. | ЛОСПО | 50 |
11. | Молокозавод | 50 |
12. | Консервный завод | 50 |
13. | цех № 3 комбината Ст. Разина | 50 |
14. | Завод им. Рошаля | 100 |
Примечание. В связи с невыдержанными размерами и отсутствием СЗЗ в целом, требуется переселение свыше 1500 человек.
Перейти к оглавлению | ||||||