ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ " ЭКО-96"

Основная цель летнего экологического лагеря - практическое обучение участников (детей и руководителей) основным методам полевых исследований по направлениям про-граммы "Школьная экологическая инициатива" на природе и в лабораториях, проведение учебных экскурсий.

    В программу входят:
  1. Ознакомление школьников с экологической обстановкой и здоровьем населения, интегральными факторами риска для Гатчинского региона, опасными объектами и меро-приятиями по предупреждению и защитным мерам для населения при авариях на про-мышленных объектах и стихийных бедствиях.
  2. Ознакомление с опытом исследовательских работ по теоретическим и практическим работам школьников, которые они проводят в школах, кружках и т.д. по направлениям программы "Школьная экологическая инициатива".
  3. Практическое обучение школьников методам полевых и лабораторных исследований по выбранным направлениям работ, которые проводят привлекаемые специалисты, ученые и преподаватели. Обработка материалов в лабораториях и классах, занятия с коллекциями, чтение лекций по выбранным направлениям.
  4. Учебные экскурсии на объекты, влияющие на окружающую среду, обмен мнениями по указанным направлениям среди своих сверстников - это научно-практические конференции при открытии лагеря, где участники представляют свои краткие теоретиче-ские или практические исследования по выбранным направлениям.
  5. Общие лекции.
  6. Обработка материалов и подготовка к научно-практической конференции, которая состоится в день закрытия лагеря, где практически проходит проверка полученных знаний и практических навыков. По итогам конференции победители награждаются грамотами и дипломами.
  7. Игры - КВН, ОБЖ и др.

  1. Общие лекции и практические занятия для всех направлений работ
    экологического лагеря

    1. Экологическая обстановка Гатчинского региона.
    2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Гатчинского региона.
    3. Экологическое обследование г. Гатчины. Радоновые проблемы в г. Гатчине.
    4. Факторы риска для Гатчинского региона.
    5. Действия населения при аварии на реакторе ВВР-М.
    6. Действия населения при авариях на химически-опасных объектах ( выбросы хлора, аммиака).
    7. Действия населения при пожарах на промышленных объектах, в лесу, дома.
    8. Компьютерная графика (практика).

  2. Общие экскурсии

    1. Исследовательский реактор ВВР-М ПИЯФ РАН.
    2. Синхроциклотрон ПИЯФ РАН.
    3. Лаборатории радиобиологического корпуса ПИЯФ РАН.
    4. Лаборатории промсанитарии ПИЯФ РАН.
    5. Убежище штаба ГО ПИЯФ РАН, там и проходила игра по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
    6. Экскурсии по Гатчинскому Дворцовому парку.

  3. Общие мероприятия

    1. Игры по ОБЖ.
    2. Научно-практическая конференция.
    3. КВН на экологическую тему.
    4. Награждение победителей грамотами и дипломами.

  4. Программы по направлениям работ в экологическом лагере

    1. Экология парка "Зверинец". Природоохранные объекты.

        Ответственный - Минаева Е.Н.

      1. Обитатели почвы и лесной подстилки.
      2. Особенности почвенного покрова в окрестностях г. Гатчины.
      3. Экскурсия. Изучение и описание фауны почвы и лесной подстилки.
      4. Древесные сообщества, их обитатели. Искусственные древесные сообщества (парки).
      5. История парка "Зверинец" и экскурсия по парку.
      6. Экскурсия. Растительный покров парка. Основные лесообразующие древесные породы. Представители травяного и кустарничного ярусов. Мхи, лишайники, грибы. Обитатели леса.
      7. Луг и его обитатели. Экскурсии. Знакомство с наиболее часто встречающимися видами растений и животных.
      8. Жизнь пресных водоемов. Экскурсия к водным объектам парка (родники,канавы, река Гатчинка).
      9. Биоиндикация. Биологический мониторинг. Разные методы контроля. Виды индикаторов. Экскурсия в парк.
      10. Редкие охраняемые виды растений в парке.
      11. Типы охраняемых территорий.
      12. Проектируемые памятники природы. "Чудо-поляна" в парке "Зверинец".
      13. Объекты, требующие охраны.
      14. Красная книга России.
      15. Экскурсия по "Чудо-поляне".
      16. Фауна и флора озер, рек, родников.
      17. Отбор проб воды из водных объектов (река Гатчинка, родник и карьер у поселка Новый Свет).
      18. Экскурсия в РГЦСЭН. Анализ проб воды по химическому и бактериологическому составу. Знакомство с элементарными методами анализа.
      19. Составление карт встречаемости птиц, растений и распространенность редких видов растений.
      20. Подготовка к игре по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
      21. Подготовка к научно-практической конференции. Доклады по экологии парка "Зверинец".
      22. Подготовка к КВН.

    2. Экология Гатчинского Дворцового парка. Создание экологических троп

        Ответственные: Мавлютова О.С., Бездольная Л.И.

      1. Экология парка.
      2. История создания Гатчинского парка.
      3. История создания экологических троп.
      4. Экскурсии по парку.
      5. Выбор маршрута экотропы.
      6. Основные объекты для познавательных экскурсий.
      7. Разработка экскурсий по экологической тропе.
      8. Картирование.
      9. Составление карт парка.
      10. Исследование парка (экологического состояния).
      11. Взятие проб воздуха, почв, воды в различных точках парка.
      12. Взятие проб воды в различных озерах и родниках парка.
      13. ГГЦСЭС (анализ проб).
      14. Биоиндикация.
      15. Флора и фауна парка.
      16. Флора и фауна водоемов.
      17. Растительность островов.
      18. Лекарственные растения.
      19. Редкие растения парка. Красная книга.
      20. Озера, родники парка.
      21. Почвы парка.
      22. Экспериментальные полевые исследования.
      23. Подготовка к игре по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
      24. Подготовка к научно-практической конференции. Доклады об экологии парка и КВН.

    3. Радиационная безопасность.Контроль физических факторов окружающей среды

        Ответственные: Лаппо О.В., Шишкина М.Н.

      1. Что такое радиация?
      2. Общественность, ее роль и место в решении проблемы обеспечения радиацион-ной безопасности населения и защиты окружающей природной среды от загряз-нения радиоактивными веществами.
      3. Законы РФ "Об атомной энергии", " О радиационной безопасности населения".
      4. Санитарно-защитная зона реактора ВВР-М и строящегося реактора ПИК.
      5. Радоновые проблемы г. Гатчины.
      6. Как должно проводиться экологическое обследование квартир?
      7. Система радиационного мониторинга.
      8. Электронная почта.
      9. Интернет.
      10. База данных предприятий, использующих в своей работе радиоактивные вещества и другие источники ионизирующего излучения.
      11. Электронные карты.
      12. Изучение методического пособия по контролю за радиационной обстановкой на местности.
      13. Обучение работе с прибором по измерению шума и приборами дозиметрического контроля.
      14. Ознакомление с программой "Кратер".
      15. Работа на местности по измерению гамма-фона.
      16. Работа на местности по измерению шумовых загрязнений.
      17. Картирование. Составление карт шумовых и радиационных загрязнений.
      18. Подготовка к игре по ОБЖ.
      19. Подготовка к научно-практической конференции. Доклады и сообщения.Карты.
      20. Подготовка к КВН.

    4. Остановить катастрофы! Опасные и особо-опасные объекты Гатчинского региона. Обеспечение экологической безопасности и защиты окружающей природной среды Гатчинского региона от загрязнения отходами техногенного, биологического, химического характера и других

        Ответственные: Мирошкина С.М., Красильников Ю.А., Вижуткина Л.П.,Родионов А.А.

      1. Общественность, ее роль и место в решении проблемы обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей природной среды от загрязнения радиоактивными веществами.
      2. Интегральные факторы риска Гатчинского региона.
      3. Законы РФ "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения".
      4. Санитарно-защитная зона реактора ВВР-М и строящегося реактора ПИК.
      5. Мероприятия, которые необходимо знать населению по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (аварии на ЛАЭС,реакторе ВВР-М, при перевозке радиоактивных источников и радиоактивных отходов, отработанных твэлов, при авариях на химически-опасных объектах (хлор и аммиак), и авариях на пожароопасных объектах).
      6. Как должно проводиться экологическое обследование квартир?
      7. Ознакомление с методическим пособием для практических измерений по контролю радиационной обстановки на местности .
      8. Ознакомление с аппаратурой контроля радоновых загрязнений на местности. Проведение контрольных измерений.
      9. Экскурсия в отдел новой техники СЕО ГАН.
      10. Ознакомление с переносной аппаратурой радиационного контроля.
      11. Ознакомление с работой системы радиационного мониторинга "Harwell Laboratory" - система "МОНИТОР".
      12. Работа с базой данных предприятий, использующих в своей работе радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений.
      13. Компьютерная графика, электронные карты.
      14. Картирование опасных объектов.
      15. Электронная почта.
      16. Интернет.
      17. Ознакомление с работой программы "КРАТЕР"- прогноз распространения радионуклидов.
      18. Проведение полевых исследований на выбранной местности по контролю радиационной обстановки в Гатчинском регионе.
      19. Обучение работы с прибором по измерению шума.
      20. Работа на местности по измерению шумовых загрязнений.
      21. Картирование.
      22. Подготовка к игре по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
      23. Подготовка к научно-практической конференции. Работа над сообщениями и докладами.
      24. Подготовка к КВН (вопросы, частушки, стихи, песни, кроссворды).

    5. Медицина и экология

        Ответственные: Куракова Н.Г., Вижуткина Е.В.

      1. Цели и задачи группы.
      2. Аналитический обзор экологической обстановки г.Гатчины и района.
      3. Медицинские аспекты экологии человека: здоровье населения и окружающая среда.
      4. Состояние санитарно-эпидемиологической службы Гатчинского района.
      5. Биоиндикаторы.
      6. Гено-токсикологический анализ.
      7. Радиация. Воздействие на живой организм.
      8. Вредные химические соединения и их воздействия на организм человека.
      9. Яды в нашей пище.
      10. Лекции по основам безопасности жизнедеятельности.
      11. Воздействие радиации на организм человека.
      12. Продукты питания. Экологически чистые продукты.
      13. Анализ статистических данных: рождаемость, смертность, естественный прирост, заболеваемость.
      14. Работа со статистическим материалом по экологическому обследованию г.Гатчины.
      15. Определение содержания ядохимикатов в продуктах питания.
      16. Определение содержания нитратов в овощах.
      17. Работа в лабораториях РГЦСЭН (измерение шумов, освещенности, анализы проб воды, воздуха).
      18. Взятие проб питьевой воды и их анализ в ГРЦСЭН.
      19. Испытание бытовых фильтров по очистке воды ГРЦСЭН.
      20. Работа по составлению карт.
      21. Экскурсия в Гатчинский районный Центр Госсанэпиднадзора. (ГРЦСЭН).
      22. Экскурсия в поликлинику ПИЯФ РАН и практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах
      23. Подготовка к игре по станциям "Основы безопасности жизнедеятельности"(ОБЖ).
      24. Экскурсия и практические занятия в лаборатории промсанитарии ПИЯФ РАН.
      25. Подготовка к научно-практической конференции. Работа над сообщениями о проделанной работе.
      26. Подготовка к КВН "Экология и МЫ".

      Перейти к оглавлению   Milonic DHTML Menu

    Powered by Яndex


    ахщтшэу@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100